x x
menu

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ ГЕЙНЕ

Осенними вечерами, когда плачут неба и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных блуждает любовь. Будто и песня, необъятная и непостижимая, блуждает оно. И как его найти, как его позвать среди этих неизвестных путей? Так как так и полетит от тебя, не затронет твое сердце, забредя где-то там, в далеких степях, не оставив тебе даже воспоминаний, а лишь горькие ожидания. Изменяются времена и власть, изменяются жизнь и человеческое мировоззрение. Но неизменяемыми остаются высочайшие истины, неизменяемой остается человеческая потребность любить. Неразгаданной остается тайна души, в которой неугасаемым огнем горит священное и непреодолимое чувства любви.

Пополнил казну поэтических объяснений в любви и известный немецкий писатель Генрих Гейне в книге поэзий, которая принесла ему мировую славу. Многочисленные стихи сборника «Книга песен» были навеяны неразделенной любовью поэта к кузине Амалии, а со временем к ее младшей сестре Терезы. Этой теме посвященные первые разделы цикла «Страдание юности», «Сновидение» и «Песни». Поэт живое в мире странных сновидений. Каждый стих раздела - это описание тяжелого сна, видений, которые посещают поэта. Устные он видит «ее» - неверную любимую, утраченную навсегда. Бывает на ее свадьбе с другим:

  • ...вижу я супружества молодое - Мою любовь из церкви гном ведет.
  • Поэт продает душу адским силам за радость свидания с ней:
  • Хотя раз ее крепко обнять, К сердцу своего прижмут,
  • До боли в уста целовать, А там уже во что бы то ни стало!
  • В сне он видит ее - бледную и холодную, как мрамор.

Поэт заплатил дьяволу страшную цену за нее, и вот появляется она в сопровождении самого дьявола, который и объединяет поэта с его любимой. Поворачиваясь к ней, поэт проходит кладбищем - из могил выходят призраки, каждый из них - жертва несчастной любви. Действительность и сон, призрака и реальность объединяются в этих стихах. Поэт целиком погрузился в свое отчаяние, но это не скорбная, безнадежная примиренность, а бушующее чувство. Нигде поэт не видит светлого начинания, везде беспросветная тьма. Любовь в Гейне - сила, которая несет неминуемую гибель. Сам поэт - несчастный влюбленный, что болезненно переживает «ее» неверность, одна из многочисленных жертв. В мире, где живое поэт, кажется, нет живых настоящих людей. Это призраки и лживые маски, которые скрывают подлость и никчемность. Лживое, обманчивое видение и самая любимая поэта. Рассказ о горькой неразделенной любви продлевается в «Песнях».

  • Утром я встаю и спрашиваю:
  • «Появится она?»
  • А под вечер ропщу -
  • не пришла она.
  • Напрасно я в ночной задумчивости
  • Сон к тебе зову,-
  • В забвении, в мечтательном сумме
  • Целый день живую.

Эти два распределений цикла «Страдание юности» имеют внутреннее единство, так как они варьируют одну и ту же тему. Мы оборачиваемся в очарованном кругу одних и тех же чувств и переживаний, мотивов и образов. В циклах «Лирическое интермеццо» и «Возвращение» Гайне снова рассказал о своей несчастливой любви, но по-иному. В этих циклах - история любви поэта. Первый стих «Лирического интермеццо» - завязка - говорит о том, что в «мае месяцы» поэт влюбился и признался «ей» в любви:

  • Как в мае месяцы сады
  • Развили рано,
  • Тогда в моем сердце
  • Проснулась любовь.
  • Как в мае месяцы в садах
  • Зачулось щебетание,
  • Я ей свое желание

Поэт описывает блаженный залог влюбленности. На все в мире поэт смотрит влюбленными глазами,- он даже начинает понимать язык звезд, а Мадонна в Кельтском соборе кажется ему похожей на его любимую. Герой этого лирического романа - человек с богатой душевной жизнью, способна отдаться страсти, но вместе из тем лишенный непосредственности и наивности, умеет анализировать свои чувства. Ее образ описывается меньше. Внешние черты настолько условные, что не создают живого образа. Внутренний образ определен еще меньше - она неверная любимая - это все, что можно сказать. Во втором лирическом романе поэт вводит нас в свою любовную катастрофу. Произведение построено менее драматически. Во время путешествия поэт неожиданно встречается с семьей своей любимой.

Второй «роман» вобрал у себя значительно больше «материала», наблюдений, раздумий. Здесь больше описаний, прямо не связанных с любовной историей поэта, хотя в целом и это - история несчастливой любви. Это чувство изображает поэт в его развитии, показывает все то, что лежит между вершинами, все, что приводит к накалу, к взрыву. Чувство любви не представлено как что-то абсолютное, это сумма отдельных «относительных» чувств. Любовь неисчерпаемая и вечное как самая жизнь. Вопреки всем бедам, злоключениям в мире властвуют чистота, честь, достоинство и любовь. Разные возрасты, разные языки... Единое - любовь...

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать