Цель: учить выразительности чтения, осмеяние пороков: хитрости и глупости, воспитывать лучшие человеческие качества. Ход урока. I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. - Найдите и прочитайте строчки, которые говорят о глупости Мартышки. - Поняла ли Мартышка, что в зеркале она увидела себя? - Что ответил Медведь на Мартышкины слова?
- Как отнеслась Мартышка к ним? - Какой совет дает нам И. А. Крылов? III. Путешествие по басням И.А. Крылова.
А сейчас, ребята, мы с вами немного попутешествуем по басням И. А. Крылова. У одних из вас крылатые слова из его басен, а у других названия этих басен. Нужно правильно соединить одно с другим. Читаем крылатые выражения.
1. «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет». («Лебедь, Щука и Рак»).
2. «Вперед чужой беде не смейся, Голубок» («Чиж и Голубь»). 3. « Да только воз и ныне там ») («Лебедь, Щука и Рак»). А теперь читаем название басни.
4. «Слон и Моська». «Совсем без драки могу попасть в большие забияки».
5. «Зеркало и Обезьяна». «Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
6. »Мартышка и Очки». «А проку на волос нет в них».
IV. Вводная беседа. Молодцы, справились с заданием очень хорошо. Все басни отгадали. Но что такое басня? Ученики читают запись на доске: Басня – это маленький стихотворный рассказ, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. Вспомните название басни, где автор высмеивает лень, беззаботное поведение героя. Дети: «Стрекоза и Муравей». - Правильно. Кто сможет прочитать наизусть эту басню? Итак, басни И. А.Крылова учат людей лучше узнавать самих себя, помогают обнаружить в себе Недостатки и подсказывают, как от них избавиться, учат мудрости жизни. Прочитайте названия басен И. А.Крылова, которые мы с вами изучили. (На доске дети читают запись).
Басни И. А.Крылова. 1. «Лебедь, Щука и Рак».
2. «Чиж и Голубь».
3. «Слон и Моська».
4. Стрекоза и Муравей».
5. «Мартышка и Очки».
6. «Зеркало и Обезьяна».
V. Сообщение темы и цели. А сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И. А.Крылова «Ворона и Лисица». ( Учитель записывает ее в таблицу. На доске рисунки с изображением вороны и лисицы ). Познакомиться с новой басней И. А. Крылова – это значит стать умнее.
VI. Чтение басни учителем. - Кто главные герои в этой басне? - Какие они? (Лиса хитрая, ворона глупая).
VII. Повторное чтение басни учащимися. VIII. Словарная работа. Лесть Взгромоздясь
ІХ. Выборочное чтение. - Найдите и прочитайте слова, которые говорят о неуклюжести Вороны (взгромоздясь). - Найдите и прочитайте слова о глупости Вороны, мечтавшей как бы съесть сыр. Рассмотрите иллюстрацию к басне. - Почему Лисица остановилась под деревом? - Как она подходила к дереву? Найдите в тексте и передайте голосом ее хитрость. - Перечитайте, как Лисица хвалила Ворону. -- Что она ей говорила? - Была ли эта похвала правдой? (Нет). - А почему же Лисица так лживо и долго хвалила Ворону? - Как подействовала на Ворону хвалебная речь Лисицы? - Какой была Ворона? - Удалось ли Лисицы добиться своей цели? - Какие качества осуждает и высмеивает автор? - В каких строчках заключается мораль басни? - Чем басня похожа на сказку?
Х. Выразительное чтение. - Как читать слова Лисицы? Начало надо читать как наставление.
ХІ. Домашнее задание. Выучить басню наизусть.
ХIІ. Итог урока. - С какой новой басней И. А. Крылова вы познакомились? - Какие недостатки людей в ней высмеиваются?