x x
menu

Т. ШЕВЧЕНКО. «ОЙ, ТРИ ПУТИ ШИРОКИЕ»

Цель:   проанализировать идейно-художественное содержание программной поэзии

в контексте биографии писателя; определить мотивы ее написания; развивать умение выразительно и вдумчиво читать произведение поэта, комментировать основные идеи, художественные средства поэзии, высказывать собственные соображения, наблюдение, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать у учеников любовь к творчеству Великого Кобзаря, сознавать гражданские позиции человека как одного из проявлений духовности.

тип урока:      усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет Т. Шевченко, рисунки художника, фотоматериалы о писателе, дидактическом материале (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

I.          Организационный момент

II.        Проверка домашней задачи

Опрашивание учеников относительно изучения наизусть поэзии Т. Шевченко «Думы мои, думы мои». Определение наилучших исполнителей этой поэзии.

III.       Актуализация опорных знаний

1. мина-дискуссия за вопросами

  • Чему, на ваш взгляд, Т. Шевченко - любимейший ученик К. Брюллова?
  • На основании чего И. Франко, по вашему мнению, поэзию Т. Шевченко называет источником чистой холодной воды.

2. Конкурс-игра «страницами жизни Т. Шевченко»

2.1. Подготовительный этап. Класс распределяется на две команды. Избираются капитаны в конкурсе-игре (проводится жеребьевка) Задача конкурса-игры: разгадать кроссворд в течение 5-7 минут.

Шевченко звания академика-... (гравера). 6. Своей родиной писатель называл село, где он родился, т.е.... (Кириловку)

7. Название книжки с поэзиями, которую скрывал поэт, находясь в ссылке. (Бесплатная)

8. Способности, которые оказались у Тараса очень рано. (Рисование)

 2.2. Окончание конкурса-игры. Подбивка итогов.

IV.       Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности школьников

V.        Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1.         Вступительное слово учителя

ЕСТЬ в истории мировой культуры личности, чье величие определяется не только их литературным наследством, а и всей совокупностью их человеческого творчества и общественной деятельности, самой символичностью их бытия, которое прорывает грани эпох и завоевывает бессмертие.

Сила влияния таких писателей, которые стали не просто свидетелями, участниками и летописцами истории, а и ее творцами и героями, настолько большая, что ее ощущают даже люди, недостаточно осведомленные с тем творчеством, так как для них существует уже сам жизненный, человеческий пример таких писателей.

Новой эрой украинской литературы можно считать творчество Т. Г. Шевченко. Он посмотрел глазами крестьянина-крепостного на Украину, на Русскую империю. И этот взгляд был шокирующим и справедливым. Впервые в литературе русской империи господствующим классам рассказали всю правду: они кандалами висят на руках страны, они тормозят развитие страны, они являются главным несчастьем страны.

2.         художественный -художествен- художественный- идейно-художественный анализ поэзии Т. Шевченко «Ой три пути широкие»

2.1.      История написания.

Сколько ребят оставляли отчие дома и вынужденные были идти в солдаты или на войну, которая разгоралась в интересах самодержавия. Сколько их, верных сыновей Украины, уже не поворачивались домой, а если и приходили, то поседевшими, сгорбленными, больными дедами!

Т. Шевченко сам был солдатом и потому знал все трудности этой службы. Как тяжело и больно расставались молодые ребята с семьями, не зная о том, что, возможно, они и не возвратят к своим семьям.

Этот жизненный факт и положен в основу этой поэзии писателя.

2.2.      Тема: воспроизведение трагического положения жизни на Украине, связанного с тогдашним общественным порядком.

2.3.      Идея: осуждение власти, которая разрушает счастье украинцев, совершает препятствия полноценной их жизни.

2.4.      Основная мысль: нет радости, счастье в украинском жилье, так как народ лишен воли.

2.5.      Жанр: гражданская лирика, связь поэзии с устным народным творчеством.

2.6.      Композиция.

Экспозиция: братья разошлись из Украины на чужбину.

Завязка: родной брать насаждают дерева, куст калины как обереги на случай бедствия, несчастье.

Кульминация: страдание матери, сестры, деточек, любимой, вследствие этого высыхают насаженные ими яворы, ясени, тополь, калина.

Развязка: Не возвращаются три брата, По миру блуждают. А три пути широкие Терном зарастают.

2.7.      Обсуждение содержания поэзии. Беседа за вопросами:

  • Чему пути в произведении названо широкими ?
  • С чем связано то, что брать вынужденные были идти каждый своим путем из Украины на чужбину?
  • Кого оставили братья в родном крае? (Покинули старую мать. Тот женщину покинул, А тот сестру. А наименьший - Молодую девушку)
  • Что посадили родные на упоминание о своих дорогих? (Посадила стара иметь Три ясеня в поле, А невестка посадила Высокий тополь. Три явора посадила Сестра при долине... А девушка помолвлена - Красную калину)
  • Какие образы-символы можно исследовать в произведении?
  • О чем свидетельствует, что дерева, калина постепенно начали усыхать?
  • Как в семье воспринималось то, что брать не поворачивались?
  • Как на ваш взгляд, которой могла быть причина того, что родни не дождались братьев?
  • В чем заключается трагизм данной поэзии? Свою мысль доведите, ссылаясь на содержание произведения? (Плачет женщина с деточками В нетопленом доме. Сестра плачет, идет искать Братьев на чужбину... А девушку помолвленную Кладут в гроб)
  • Что имел в виду Шевченко, отмечая: «А три пути широкие терном зарастают»?
  • Можно ли, на ваш взгляд, эту поэзию считать за сказку? Ответ мотивируйте.
  • Какое значение в произведении имеет магическое число три («Три пути», «три ясеня», «три явора», «три брата»)?

2.8.      Игра «Микрофон»: «Аким ты воображаешь свой жизненный путь?»

2.9.      Художественные особенности поэзии.

  • Метафоры: «пути сошлись», «калина завяла», «пути терном зарастают»
  • Эпитеты: «путь широкий»

VI. Закрепление изученного материала

1.         Проведение тестового опрашивания

1.         Три пути широкие в произведении:

а) переплелись между собой; б) разбежались кто - куда;

в)         вместе сошлись; г) символизируют счастливую судьбу народа.

2.         Отправившись в дорогую, братья покинули:

а) женщин; б) старую мать; в) любовь; г) сестру.

3.         Наименьший брат развелся с:

а) молодой девушкой; б) родным жильем; в) старым отцом;

г)         ребенком.

4.         Три ясеня в поле были посаженные:

а) матерью; б) любимой; в) братьями; г) деточками.

5.         Невестка посадила:

а) калину; б) вербу; в) березу; г) тополь.

6.         Три явора сестра посадила:

а) возле реки; б) вокруг дома; в) при долине; г) вдоль пути широкого.

7.         Красной калиной можно любоваться благодаря: а) дочурке старшего брата;

б) сыновьям среднего брата; в) отцу братьев; г) помолвленной девушке.

8.         Какие деревья не принялись после того, как братья пошли из Украины

на чужбину? а) Клены; б) ясени; в) дубы; г) яблони.

9.         Искать братьев на чужбину, плача, идет:

а) иметь; б) сестра; в) отец; г) судьба человеческая.

10.       В конце произведения три пути широкие:

а) смытые дождями; б) терном зарастают; в)       тоскуют по братьям;

г)         разваленные  и слезами народными политые.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать