Цель:          проанализировать программную поэзию Т. Шевченко, определяя ее идейно-художественную направленность, тему, особенности композиции; уметь находить черты реализма в изображении тяжелой жизни крестьян-крепостных; развивать умение выразительно читать поэтические произведения, грамотно, взвешено высказывать свои мысли, суждения; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство любви к родному краю, народу, пренебрежительное отношение к угнетателям простого люда.

Тип урока:     усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Т. Шевченко, учебник, рисунки-иллюстрации о детских годах писателя, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Разгадывание кроссворда «Страницами жизни и творчества Т. Шевченко» По вертикали: 1. Сборник произведений Т. Шевченко. («Кобзарь»).

По горизонтали: 1. Имя одной из сестер писателя. (Екатерина) 2. Село, где родился писатель. (Моринцы) 3. Жанр произведений Тараса Григорьевича «Причинная»,  «Тополь», «Лилея», «Утопленная». (Баллада) 4. Поэзия Т. Шевченко. («Завещание») 5. Какое звание присвоено Шевченко в 1860 году за высокие художественные достижения? (Академика) 6. На кого учился Тарас у многих дьяков? (Художник).

III.  Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности. 

  1. IV.    Основное содержание урока. 

Свою Украину любите,

Любит ее, во время злое

За нее душу положите.

Т. Шевченко.

Боже великий, единый,

Нам Украину храни.

Воли и мира лучами

Ты ее осени.

О. Конисский «Молитва за Украину».

Беседа с вопросами.

За что вы любите тот край, где родились?

Какое произведение называется автобиографическим? Приведите пример.

В каких условиях воспитывался маленький Тарас?

Почему Тарасу Григорьевичу не была равнодушна тяжелая судьба его народа?

О чем это свидетельствует?

В чем проявилась любовь Т. Шевченко к Украине?

2. Анализ поэзии Т. Шевченко «И вырос я на чужбине».

2.1. Выразительное чтение поэзии. 

2.2. История написания произведения. 

Стих Т. Г. Шевченко «И вырос я на чужбине» принадлежит к известному циклу «Захалявная книжечка», в которой поэт, кроясь от надзирателей, записывал в ссылке свои поэзии. Создан он в 1848 году во время пребывания поэта в северной части Аральского моря на острове Кос-Арал. Не забывая ни на миг о своем крае и народе, он часто вспоминал свои путешествия по Украине, в частности пребывания в родном селе, и одно из таких воспоминаний стало известным теперь почти каждому человеку стихом. То, что увидел тогда Шевченко на родине, поразило его до глубины души.

 

С чувством острой боли рассказывает поэт о скитаниях своих земляков в крепостной неволе.

2.3. Тема: воспроизведение страшной картины угнетенного народа на Украине во времена крепостничества во время посещения поэтом родного края.

2.4. Идея: глубокое негодование поэта крепостнической системой, изобличение и осуждение господ-крепостников, призыв бороться против угнетателей, «чтобы не осталось следа господского в Украине».

2.5. Основная мысль:

А в селах в веселых

И люди веселые.

Оно бы, может, так и произошло,

Если бы не осталось

Следа господского в Украине.

2.6. Жанр: поэзия, которая имеет автобиографические мотивы.

2.7. Особенности композиции.

В стихе есть одна характерная для творчества Т. Шевченко композиционная особенность: в одной и той же строке одна мысль есть на исходе, а вторая начинается. Например:

Аж вижу - там только добро, Где нас нет. В лихой час, Как-то недавно пришлось. Мне заехать в Украину...

2.8.    Беседа с вопросами.

  • Когда и где написан стих? Какой факт стал толчком к его написанию?
  • Почему поэт в произведении называет Украину знаменитой?
  • В какое время он заехал в родное село?

(В лихой час, Как-то недавно пришлось Мне заехать в Украину, В то лучшее село...).

В связи с чем Т. Шевченко упомянул о своей матери? Что и как он пишет о ней?

(...Где мать обвивала Меня маленького и ночью На свечку богу зарабатывала; Поклоны тяжкие бить, Пречистой ставила, молила, Чтобы судьба добрая любила Ее ребенка... Хорошо, мама, как ты заранее спать легла,

А то бы ты бога прокляла За мою участь).

Как необходимо понимать слова «Хорошо, мама, что ты заранее спать легла»?

О каких условиях жизни простого люда говорит поэт, описывая село?

(Чернее черной земли Блуждают люди; повысыхали Сады зеленые, повалялись, Пруды сорняком поросли. Село будто погорело, Будто люди поглупели, Немые на барщину идут И деточек своих ведут!).

Что из увиденного в селе особенно взволновало его и почему?

Как вы понимаете строку «Немые на барщину идут»?

Как относится поэт к покорности крепостных?

Почему посещение родного села Т. Шевченко называл «лихим часом»?

Мотивируйте, можно ли считать описание условий жизни народа одного села

обобщением для всех сел Украины?

(И не в одном том селе, А везде на знаменитой Украине Людей в ярма запрягли господ?

(Господа лукавые... Гибнут! Гибнут!

В ярмах рыцарские сыновья,

А препоганые господа

Жидам, братьям своим хорошим,

Последние продают штаны...).

Какую мысль высказывает автор поэзии после увиденного на Украине?

(Плохо очень, страх плохо! В этой пустыне пропадать. А еще хуже на Украине Смотреть, плакать — и молчать!).

Какой описывает Т. Шевченко жизнь людей без господ?

(То везде кажется любо, тихо, И на Украине добро.

...................................

Широкие села,

А в селах в веселых

И люди веселые).

 

Представьте себе картину, которая описана Шевченко в заключительном отрывке, и скажите: в чем ее красота?

 

Почему именно такой хотел видеть родную страну поэт?

 

К чему стремится поэт и при каких условиях его мечта могла осуществиться?

Скажите об этом словами Т. Шевченко.

(Оно бы, может, так и произошло,

Если бы не осталось

Следа господского в Украине).

Когда осуществились мечты поэта?
2.9. Подробный анализ поэзии.