x x
menu

Сюжетно композиционные особенности прозы П. Кулиша

Предисловие произведения - мировоззренческого содержания, отступление-размышление о поэтах построено как обращение с элементами разъяснения образованного мужчины простому. Собственно, построение произведению может восприниматься амбивалентно: как вставная новелла о воре или же обрамлении о путешествии (мотив пути, распространенный в мировой литературе). Притчевость произведения раскрывается в последнем риторическом вопросе, своеобразном философском пуанте, - что сделали бы с вором в большом городе.

Понятно, что шанса исправиться ему бы не дали. Главный герой - вор по убеждению, фактически, больной клептоманией, ведь он перед кражей просит помощи у Бога, и не может оставить позорное дело, даже когда жена берет с него слово, что он не будет красть. В «излечении» преступника есть элемент чуда, мистика, - он не мог убежать с кладбища, где лежат предки, когда обворовал церковь. Стиль произведения составляет двойственное сочетание индивидуализируемого вещания оратора, достаточно рационального, с изложением вора - образное вещание. Таким образом, произведение «О воре в селе Гакивницы» - это морально-бытовой рассказ с философской проблематикой.

«Девичье сердце» (идиллия, по определению писателя) является такой менее всего, ведь в произведении взаимодействуют немало жанровых начал. Это и рассказ-судьба: подробная характеристика Игната, а затем душевный рост Аленки, это и утопическое изображение русского общества в Петербурге, в котором собственно и есть элементы идиллии.

Не первый раз ли в украинской литературе здесь появляется Т.Шевченко как образ-персонаж, конечно, в идеализирующем плане. Психологический анализ перерождения чувств Аленки с их тонкой достоверностью контрастируют с чуть ли не фантастическим позитивными качествами Павла, с фееричными планами молодых объехать весь мир. В композиционном плане создающим жанр является начало о песне кобзаря, своеобразная авторская ирония в сцене, когда Игната забирают в москали, сатирическая инвектива о безобразиях старшины, контраст природы и горя Катри и Аленки, лирическое отступление об украинцах на чужбине, раскрытие личности, через интерьер в доме Павла. Все эти компоненты говорят об углубленном психологизме произведения, однако авторская позиция не является морально непогрешимой, но откровенной: не жестокость ли относительно Игната сообщать ему о смерти любимой, хотя бы она для него и умерла? Немым упреком идиллическому счастью Павла и Аленки является его одиночество и горе. То есть, «Девичье сердце» - социально психологическое рассказ с трансформируемой структурой.

«Надменная пара» определено автором как «бабушкин рассказ», который никоим образом не касается канонической жанровой системы. Произведение классически простое по построению, напоминает поэму Гейне о двух надменных влюбленных, как и в ситуации с отношениями с первоисточником в «Орисе», П.Кулиш использует прием онациональнения. Воплощается этот прием на протяжении всей композиционной системы, начиная из введения пересказчика: бабушка рассказывает о времени своей бабушки.

Вне национального сквозного образа есть своеобразный лейтмотив - роскошная одежда Маруси (дукачи, что не снимала и в будни). Золото, его блеск, является разновекторным символом, в то же время он иллюстрирует красоту девушки, подчеркивает зажиточность ее семьи, акцентирует истину «не в деньгах счастья», подчеркивает колористический ряд произведения. Но изменения во внешности Маруси происходят уже на свадьбе, что суггестивно последующему трагическому разворачиванию событий, ту же функцию выполняет и намек, заложенный в риторических предложениях, которые идут от информированного пересказчика. Алюзивный ряд произведения достаточно развесист, мотив безумия Маруси соотносится с безумием Офелии, подобная деталь, которая воспроизводит его, - венки, такое же самоубийство через утопление, у Кулиша двойное. Романтичной является загадочность конфликта влюбленных, гиперболичность красоты и характера Маруси, которая соотносится с «Песней о Нибелунгах», однако с опорой на психологическую достоверность, даже генетическую унаследованную. Таким образом, «Надменная пара» - романтичная трагедийная новелла.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать