x x
menu

Сюжет повести А. Курчаткина «Записки экстремиста»

Популярной в философской повести-антиутопии стала тема ухода и поиска альтернативных путей развития общества. Эта тема является центральной в повести А. Курчаткина «Записки экстремиста» (1990).

Место действия и время в произведении точно не указаны, персонажи также не имеют имен, а только прозвища – Философ, Декан, Магистр, Рослый, Волхв и др. Все это придает повести символичный характер.

Основной конфликт повести – это столкновение молодежи с властью. Молодые люди поднимаются на борьбу за метро, которое крайне необходимо городу, но поскольку городские власти не желают прилагать усилия к тому, чтобы сделать что-то для людей, юные борцы за справедливость организовывают «Вольтово братство» для выполнения великого Дела. Развернувшееся строительство стало актом гражданского неповиновения, протестом против насилия, против бесчеловечного правления и бесправного существования. Автор показал пробуждение народного сознания, стремление людей освободиться от ненавистной системы. Противоречие с властями принимает затянувшийся и неразрешимый характер. Местные руководители лишают «бунтовщиков» средств существования, направляют к стройке войска, угрожают массовыми репрессиями.

Лидеры «Вольтова братства» принимают решение увести людей под землю и там создать новое гармоничное сообщество в целях осуществления прекрасной утопии. Г. Нефагина справедливо называет повесть «своеобразной технической робинзонадой». Люди спустились под землю, создали там натуральное хозяйство, растили детей и постоянно мечтали о том, как они закончат свое Дело и преподнесут его в виде бесценного подарка человечеству. А мир отгородился от метростроителей, все входы и выходы залиты бетоном, площадь, где ушли под землю бунтовщики, огорожена забором из колючей проволоки.

Характерной особенностью русской антиутопии XX века является соединение элементов утопии и антиутопии, что особенно ярко проявилось в произведениях А. Платонова («Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море»),  В. Аксенова («Остров Крым»). В повести А. Курчаткина также можно проследить постепенное превращение утопии в антиутопию. Во имя великого Дела приносятся в жертву сотни жизней, устраиваются суды над теми, кто тоскует по земле, а прекрасная идея становится оправданием страшной жестокости. Власть в подземном мире захватывает Рослый. Ликвидировав своих конкурентов – бывших товарищей, он устанавливает железную диктатуру под землей. Он заставляет одного из своих друзей – Магистра – пойти на признание мнимого предательства, а другого – Философа – осуществить показательный смертный приговор в назидание ныне живущим и их потомкам. Высказывания Рослого напоминают речи Петра Верховенского в романе Ф. Достоевского «Бесы».

Верховенский мечтал раскачать всю Россию, «пустить красного петуха», скрепить пролитой кровью людей. Об этом же говорит и Рослый: «Большое Дело только на крови стоит! Кровь – как известь в кладке! Кровь виной связывает! А пуще вины нет ничего, такими нас господь создал: без вины все из хомута норовим, а с виной и тройной воз – пушинка!».

Образ Рослого символичен. Это образ нового тирана. Создавая его, автор предупреждал о том, что избавление от тоталитаризма невозможно, если люди не избавятся от рабской психологии, ведь рабам всегда нужен будет вождь и он будет появляться снова и снова, пока этого требует толпа, покорная всему и готовая на все ради призрачной утопии.

Если в первой части антиутопии, где события развивались еще на земле, художественный конфликт имел внешнее выражение (столкновение молодежи с властями), то во второй части, где события происходят под землей, он переносится в психологическую сферу. По замыслу Рослого казнить Магистра на показательном суде должен Философ, чтобы «скрепить общей кровью Дело». Философ долго мучается, испытывает сомнения, угрызения совести, но, в конце концов, он ради Дела становится палачом своего невинного друга. Таким образом, конфликт между человеком и насилием, сосредоточенный в душе человека, в данной антиутопии разрешен в пользу насилия.

Уйдя от одной тоталитарной системы, люди создали новую, потому что они остались собой – теми, кто воспринимает насилие как естественную форму общественной организации. Главная мысль повести А. Курчаткина в том, что тоталитаризм не есть только внешние условия, это еще и нечто внутреннее, то, что скрыто в человеке. Насилие живет до тех пор, пока оно живет в нас, утверждает автор. Символический уход людей под землю в повести – это сигнал о том, что человечеству некуда бежать, ведь нельзя уйти от самих себя, от общественных и нравственных проблем, требующих разрешения прежде всего в душе человека. Подземный мир становится зеркальным отражением мира земного с его острыми противоречиями.

Когда строительство закончилось, метростроители выходят на землю. Но оказалось, что прекрасная мечта, реализованная ими, уже никому не нужна – люди научились летать. В этом эпизоде содержится предупреждение об опасности отрыва утопических идей от реальной жизни общества. Однако, даже научившись летать, люди не изменились внутренне. Вокруг стройки все так же стоят войска и бронетранспортеры, бунтовщики по-прежнему преследуются как враги. Финал повести трагичен. Часть метростроителей погибла при выходе на землю, часть снова ушла под землю, а Философ, утратив память, остался жить на земле. Но его жизнь потеряла всякий смысл, ведь то, во что он верил, теперь не имеет никакого значения. А. Курчаткин в своей антиутопии отразил период крушения иллюзий в современном обществе, процесс смены идеологий, когда человеку непросто было определиться, во что верить и куда идти.

Написанная в форме записок главного героя, повесть раскрывает сложные психологические процессы, которые происходят в душе личности, оказавшейся на переломе эпох. Переход от одного общественного устройства к другому, по мысли автора, невозможен без изменений внутри личности, иначе будет построена новая система насилия, что и происходит в повести «Записки экстремиста». Сказовый характер произведения помогает максимально обнажить нравственно-философские проблемы, стоящие перед современностью.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать