Связь с романтизмом в творчестве Антонио де Труэвы (Antonio de Trueba, 1819-1889)

Выходец из баскской крестьянской семьи, многие годы вынужденный жить вдали от родных мест, Труэва, писатель-самоучка, во всех своих произведениях с глубоким и неподдельным чувством воспевает свой край, горы и долины Басконии, их трудовой люд, главным образом крестьян, еще не затронутых буржуазной цивилизацией. Страстный любитель и собиратель народной поэзии, Труэва и сам писал по-баскски и по-испански бесхитростные и простодушные стихи, которые вошли в сборники "Книга песен" (El libro de los cantares, 1851), "Книга гор" (Libro de las montanas, 1867) и др. Многие из его стихотворений, в свою очередь, получили широкое распространение в устной традиции как народные песни.

Еще большую известность приобрел Труэва своими многочисленными рассказами, собранными в книгах "Народные рассказы" (Cuentos populares, 1853), "Рассказы розового цвета" (Cuenlos de color de rosa, 1854), "Крестьянские рассказы" (Cuentos campesinos, 1860), "Разноцветные рассказы" (Cuentos de varios colores, 1866) и др. Гимн патриархальному бытию бискайского крестьянства в устах Труэвы звучит натуральнее и искреннее, чем у Фернан Кабальеро панегирик крестьянам и рыбакам Андалузии.

Жизнь народную Труэва не только знает доподлинно,—он сам живет этой жизнью. Поэтому его рассказы и производят впечатление полной достоверности, чуть ли не документальности. Отсюда и другое свойство этих рассказов — их взволнованный лиризм, нигде не переходящий в фальшивую сентиментальность. Писатель вовсе не склонен смотреть на жизнь только в розовом свете. Рассказы Труэвы — это незамысловатые, но разнообразные житейские истории, в которых грустное часто соседствует с веселым, а трагическое — с идиллией. Сюжету он придает малое значение, часто его рассказы скорее напоминают костум-бристские зарисовки веселых сельских праздников или скромных деревенских похорон, воскресного отдыха крестьян и их тяжких трудовых будней.

Идеалом Труэвы является мирная жизнь крестьянской семьи, занятой честным трудом и угодными богу делами, как, например, в рассказах "Сельское счастье" (Felicidad domestica), "Посев и жатва" (Las siembras у las cosechas) и др. Бедняку он всегда отдает предпочтение перед богачом. Один из рассказов так и называется "Богач и бедняк" (El rico у el pobre). Его герои — два односельчанина, сапожник и местный богатей. Сапожник, хоть и живет в бедности, счастлив, потому что совесть его спокойна. Богач же, всю жизнь проживший обманом ради того, чтобы накопить побольше денег, не может поверить в искренность счастья сапожника. Он пытается совратить его соблазнами богатства и терпит поражение. Тогда он кончает жизнь самоубийством. Однако Труэва достаточно трезв и наблюдателен, чтобы понимать: в жизни чаще одерживает победу не простодушная честность, а наглая корысть. Эту мысль в одном из рассказов — "Дядюшка Корысть" (El tio Inte-res) автор иллюстрирует народной сказкой о том, как Корысть, взяв к себе в компаньоны в торговом деле

Простодушней Справедливость, убивает Простодушие, калечит Справедливость и заживает припеваючи. Вообще в сказках, вкрапленных в сборники Труэвы, писатель иногда отказывается от свойственного ему добродушно-иронического юмора. Описывая некую страну Корретанию в "Кор-ретонцах" (Los corretones), Труэва создает злую карикатуру на буржуазную демократию. Колоритную картину страны Лентяев он рисует в сказке "Компот" (Compota). Сатирические стрелы Труэвы направлены против ловких мошенников-горожан, пользующихся в своих корыстных целях наивностью крестьян, как, например, в рассказе "Томилья-ресцы" (Los tomillareses). Другим объектом сатиры Труэва избирает представителей местной сельской администрации — глупых и жестоких алькальдов, писарей и т. д. Однако в большинстве случаев эти персонажи бывают посрамлены если не своими согражданами, то по воле божьего промысла, как в рассказах "Хитрее Кардоны" (El mas listo que Cardona), "Ребаньяплатос" (Rebanaplatos) и др.

Особое место в рассказах Труэвы занимает тема религии. Простодушная и наивная вера пронизывает все творчество писателя. Это не мешает ему в иных случаях добродушно посмеяться над тем или иным служителем церкви: таковы его рассказы "Экономка священника" (Е1 ama del сига), "Златоуст" (El pico de ого) и в особенности "Священник из Паракуэльяса" (Е1 сига de Рагаси-ellos), где повествуется о сельском священнике, прославившемся не только как благочестивый пастырь, но и как лучший тореро в округе. В целом мир, в который вовлекает читателя Труэва, — это замкнутый мир патриархальной деревни, остающейся верной дедовским обычаям и с недоверием отвергающей сомнительные блага цивилизации.

Великолепный знаток народной речи, Труэва находит для милых его сердцу картин патриархального быта родной Бискайи удивительно поэтичную при всей ее незамысловатости языковую форму.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент