x x
menu

Стихотворение «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчева

С детских лет с нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала наизусть: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. В России все - от мала до велика - знают это стихотворение. Строки стихотворения «Весенняя гроза», его образы и его звучание слились для меня с образом и звучанием весенней грозы, стали ее выражением. Оно давно стало наиболее емким и поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России.  Стихотворение «Весенняя гроза» по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии. Несколько слов я хочу сказать о самом поэте. Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии, в семье брянского помещика И.Н. Тютчева. Первоначальное образование он получил дома, под руководством поэта Раича, пробудившего в своем питомце любовь к литературе.

Пятнадцатилетним мальчиком за стихотворное подражание поэту Горацию Тютчев был избран сотрудником Общества любителей российской словесности. По окончании Московского университета Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел и в 1822 году был послан за границу. Там, в Германии и Италии, он прожил двадцать два года. Многолетнее пребывание за рубежом только внешне отдалило Тютчева от Родины. На чужбине Тютчев вырос глубоко своеобразным поэтом-лириком, изумительным мастером русского слова.

 Своеобразной была судьба Тютчева - поэта. Долгое время в читательских кругах его или попросту не замечали, или же считали поэтом «для немногих». Когда-то И. С. Тургенев утверждал: «О Тютчеве не спорят, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Но поэты бывают разные, и сама поэзия многолика. Любовь к тому или иному поэту зависит, прежде всего, от причин субъективных, индивидуальных, и навязать ее нельзя. Некогда Фет назвал Тютчева «одним из величайших лириков, существовавших на земле». Тютчева принято называть певцом природы. Автор «Весенней грозы» и «Весенних вод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Когда я читаю и перечитываю стихотворения Федора Ивановича Тютчева, то размышляю о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Идея торжества природы и человека пронизывает собою лирику Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэтики. Для него природа - такое же одушевленное, «разумное» существо, что и человек: «В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...»

Через обращение к природе Тютчев нередко раскрывает сложный мир человеческой души во всем богатстве его переживаний. К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний:

  • Я встретил вас - и все былое
  • В отжившем сердце ожило;
  • Я вспомнил время золотое
  • И сердцу стало так тепло...

Это одно из самых моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь неповторимый голос Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых задушевных стихотворений поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство - любовь к Е.Л. Денисьевой. Именно с этой последней любовью» связаны многие шедевры тютчевской лирики.

  • О, как убийственно мы любим,
  • Как в буйной слепоте страстей
  • Мы то всего вернее губим,
  • Что сердцу нашему милей!
  • Давно ль, гордясь своей победой,
  • Ты говорил: она моя..
  • Год не прошел - спроси и сведай,
  • Что уцелело от неё?
  • Или другие пронзительные строки:
  • Чему молилась ты с любовью,
  • Что, как святыню, берегла,
  • Судьба людскому суесловью
  • На поруганье предала.

Эти и другие стихотворения («Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «...Весь день она лежала в забытьи...»), взятые вместе, образуют так называемый «денисьевский цикл», по своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом, поднято до значения общечеловеческого. Тютчев писал о природе, писал о любви. Это и давало, казалось бы, основание относить его к жрецам «чистой поэзии».

Но великий критик Н.А. Добролюбов находил, что поэту доступны «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая душа, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни». К числу таких дум о современности принадлежит и замечательное стихотворение «Русской женщине», рисующее беспросветную женскую долю старой России:

  • Вдали от солнца и природы,
  • Вдали от света и искусства,
  • Вдали от жизни и любви
  • Мелькнут твои младые годы,
  • Живые помертвеют чувства,
  • Мечты развеются твои...
  • И жизнь твоя пройдет незрима,
  • В краю безлюдном, безымянном,
  • На незамеченной земле,
  • Как исчезает облик дыма
  • На небе тусклом и туманном,
  • В осенней беспредельной мгле.

В другом стихотворении - «Эти бедные селенья...», несмотря на славянофильскую идеализацию терпения и смирения, якобы присущих русскому народу, сказались свойственный поэту гуманизм, и гражданский пафос, и чувство Родины: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа». Поэзия Тютчева - это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые», в эпоху «старых поколений», вынужденных уступить дорогу «новому, младому племени». И в то же время он сам - детище нового века - несет в своей душе «страшное раздвоение».

Как ни горько ему плестись «с изнеможением в кости, навстречу солнцу и движенью», он испытывает не тоскливое томление о прошлом, а страшное влечение к настоящему.

  • Не о былом вздыхают розы
  • И соловей в ночи поет;
  • Благоухающие слезы
  • Не о былом Аврора льет,
  • И страх кончины неизбежной
  • Не свеет с древа ни листа:
  • Их жизнь, как океан безбрежный,
  • Вся в настоящем разлита

. Эти строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в «настоящем» было до конца дней присуще поэту. Читая стихи Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт «не писал, а лишь записывал свои стихи», он не раз возвращался к записанному, отделывал, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с его пера, добиваясь предельной ясности и точности образа.

В своем знаменитом стихотворении «Silentium! (Молчание!)» поэт признавался: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Однако стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова. Мысль никогда не оборачивалась в них ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй «таинственно-волшебных дум», они, вопреки его собственному сомнению, все больше и больше находят путь к сердцу другого.        

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать