С детских лет с нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала наизусть: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. В России все - от мала до велика - знают это стихотворение. Строки стихотворения «Весенняя гроза», его образы и его звучание слились для меня с образом и звучанием весенней грозы, стали ее выражением. Оно давно стало наиболее емким и поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России. Стихотворение «Весенняя гроза» по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии. Несколько слов я хочу сказать о самом поэте. Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии, в семье брянского помещика И.Н. Тютчева. Первоначальное образование он получил дома, под руководством поэта Раича, пробудившего в своем питомце любовь к литературе.
Пятнадцатилетним мальчиком за стихотворное подражание поэту Горацию Тютчев был избран сотрудником Общества любителей российской словесности. По окончании Московского университета Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел и в 1822 году был послан за границу. Там, в Германии и Италии, он прожил двадцать два года. Многолетнее пребывание за рубежом только внешне отдалило Тютчева от Родины. На чужбине Тютчев вырос глубоко своеобразным поэтом-лириком, изумительным мастером русского слова.
Своеобразной была судьба Тютчева - поэта. Долгое время в читательских кругах его или попросту не замечали, или же считали поэтом «для немногих». Когда-то И. С. Тургенев утверждал: «О Тютчеве не спорят, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Но поэты бывают разные, и сама поэзия многолика. Любовь к тому или иному поэту зависит, прежде всего, от причин субъективных, индивидуальных, и навязать ее нельзя. Некогда Фет назвал Тютчева «одним из величайших лириков, существовавших на земле». Тютчева принято называть певцом природы. Автор «Весенней грозы» и «Весенних вод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Когда я читаю и перечитываю стихотворения Федора Ивановича Тютчева, то размышляю о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Идея торжества природы и человека пронизывает собою лирику Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэтики. Для него природа - такое же одушевленное, «разумное» существо, что и человек: «В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...»
Через обращение к природе Тютчев нередко раскрывает сложный мир человеческой души во всем богатстве его переживаний. К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний:
- Я встретил вас - и все былое
- В отжившем сердце ожило;
- Я вспомнил время золотое
- И сердцу стало так тепло...
Это одно из самых моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь неповторимый голос Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых задушевных стихотворений поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство - любовь к Е.Л. Денисьевой. Именно с этой последней любовью» связаны многие шедевры тютчевской лирики.
- О, как убийственно мы любим,
- Как в буйной слепоте страстей
- Мы то всего вернее губим,
- Что сердцу нашему милей!
- Давно ль, гордясь своей победой,
- Ты говорил: она моя..
- Год не прошел - спроси и сведай,
- Что уцелело от неё?
- Или другие пронзительные строки:
- Чему молилась ты с любовью,
- Что, как святыню, берегла,
- Судьба людскому суесловью
- На поруганье предала.
Эти и другие стихотворения («Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «...Весь день она лежала в забытьи...»), взятые вместе, образуют так называемый «денисьевский цикл», по своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом, поднято до значения общечеловеческого. Тютчев писал о природе, писал о любви. Это и давало, казалось бы, основание относить его к жрецам «чистой поэзии».
Но великий критик Н.А. Добролюбов находил, что поэту доступны «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая душа, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни». К числу таких дум о современности принадлежит и замечательное стихотворение «Русской женщине», рисующее беспросветную женскую долю старой России:
- Вдали от солнца и природы,
- Вдали от света и искусства,
- Вдали от жизни и любви
- Мелькнут твои младые годы,
- Живые помертвеют чувства,
- Мечты развеются твои...
- И жизнь твоя пройдет незрима,
- В краю безлюдном, безымянном,
- На незамеченной земле,
- Как исчезает облик дыма
- На небе тусклом и туманном,
- В осенней беспредельной мгле.
В другом стихотворении - «Эти бедные селенья...», несмотря на славянофильскую идеализацию терпения и смирения, якобы присущих русскому народу, сказались свойственный поэту гуманизм, и гражданский пафос, и чувство Родины: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа». Поэзия Тютчева - это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые», в эпоху «старых поколений», вынужденных уступить дорогу «новому, младому племени». И в то же время он сам - детище нового века - несет в своей душе «страшное раздвоение».
Как ни горько ему плестись «с изнеможением в кости, навстречу солнцу и движенью», он испытывает не тоскливое томление о прошлом, а страшное влечение к настоящему.
- Не о былом вздыхают розы
- И соловей в ночи поет;
- Благоухающие слезы
- Не о былом Аврора льет,
- И страх кончины неизбежной
- Не свеет с древа ни листа:
- Их жизнь, как океан безбрежный,
- Вся в настоящем разлита
. Эти строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в «настоящем» было до конца дней присуще поэту. Читая стихи Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт «не писал, а лишь записывал свои стихи», он не раз возвращался к записанному, отделывал, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с его пера, добиваясь предельной ясности и точности образа.
В своем знаменитом стихотворении «Silentium! (Молчание!)» поэт признавался: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Однако стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова. Мысль никогда не оборачивалась в них ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй «таинственно-волшебных дум», они, вопреки его собственному сомнению, все больше и больше находят путь к сердцу другого.