x x
menu

Стихи для детей Владимира Владимировича Маяковского

Поэт говорил: «С особым удовольствием работаю над детскими книжками. Моя цель - внушить детям некоторые самые элементарные общественные понятия, но, разумеется, я делаю это очень осторожно. Скажем, - рассказ о лошадке на колесиках. Я пользуюсь случаем, чтобы объяснить ребенку, сколько людей работало, чтобы такую лошадку сделать. Таким образом, ребенок получает представление об общественном характере труда». В поэзии для детей поэт оставался агитатором и пропагандистом. Местом его общения с представителями нового поколения была библиотека, редакция, стадион. Темперамент борца, пламенного оратора, убежденного революционера проявляется и в его книгах для детей.

  • Кличет книжечка моя:
  • Дети, будьте, как маяк!
  • Помни про школу
  • только с ней станешь
  • строителем
  • радостных дней!
  • Полюбите, дети, труд, как написано тут.
  • Вот и вырастите
  • истыми Силачами!

Поэт убеждает, не боясь высказывать открытую, бьющую прямо в цель мораль. В ней нет сухого дидактизма и резонерства. Концовки стихотворений звучат как лозунг - требовательный призыв к действию. Создавая лирику для детей, Маяковский стремился по-новому раскрыть тему, учитывая детский угол зрения на мир. Он прекрасно понимал, что в произведении для маленьких читателей есть свои секреты. Многое позаимствовал поэт из русского фольклора. В «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» широко использованы элементы традиционной сказки и гротескной литературы. Стихотворения «Гуляем» и «Что такое хорошо и что такое плохо?» перекликаются с дидактическими книжками-картинками прошлого, с книгами его детства. «Что ни страница - то слон, то львица», которую поэт начал писать в Нью-Йоркском зоопарке, напоминает произведение С. Маршака «Детки в клетке». «Крокодил» К. Чуковского тоже многое подсказал Маяковскому. Использование фольклорных приемов и достижений лучших поэтов говорит о серьезной работе поэта над детским репертуаром поэзии, о его желании войти в мир ребенка. Сравните два описания Парижа - для взрослых («Город») и для детей («Прочти и катай в Париж и Китай»).

Автор двух портретов Парижа не солгал ни детям, ни взрослым: о двуликости города богатства и бедности он рассказал и тем, и другим. Перед нами город контрастов, частица капиталистического мира. Поэт не ввел в стихотворение для детей ни французской рекламы, ни слов «адвокаты», «казармы», ни фамилии политического деятеля - Эррио. Ни одного неологизма, ни одной трудной рифмы нет в стихотворении. Все ясно для детского восприятия. В стихотворении для детей совершенно другое настроение. Куда девался мрачный колорит «Города»? Стихотворение «Прочти и катай в Париж и Китай» написано в мажорной тональности, здесь слышатся спокойные, бодрые и даже лукавые интонации. М. Горький как-то восхищался началом сказки Андерсена «Соловей»: «В Китае все жители китайцы, и сам император китаец». Так же может восхитить и фраза Маяковского: «Пошли туда, пошли сюда - везде одни французы». Сюжеты детских стихотворений Маяковского - это интересная игра: экскурсия или увлекательное путешествие - по странам («Прочти и катай...»), по профессиям («Кем быть?»), по морю («Эта книжечка моя про моря и про маяк»), по зоопарку («Что ни страница - то слон, то львица»), по различным мастерским («Конь-огонь»), по московским улицам («Гуляем»), в мир человеческих характеров («Что такое хорошо и что такое плохо?»). Такая сюжетная форма стихотворений позволила поэту непринужденно и содержательно разговаривать с детьми.

Человеку труда Маяковский противопоставляет бездельников и резко высмеивает лень и тунеядство, например в стихотворении «История Власа, лентяя и лоботряса», которое по силе сатирического образа до сих пор является одним из лучших в поэзии для детей. Воспитательное значение его трудно переоценить: показав путь героя от нежелания учиться до неумения трудиться, поэт дал детям настоящий урок нравственности. В 1925 году Маяковский написал для детей «Сказку о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». Она начинается веселым игровым зачином в стиле фольклорных считалок:

  • Жили-были
  • Сима с Петей. Сима с Петей
  • были дети. Пете 5,
  • а Симе 7 - и 12 вместе всем.

В сатирических гротескных образах жадного, эгоистичного «злюки» Пети Буржуйчикова и его родителей поэт высмеял омерзительный буржуазный быт и нравы:

  • Петя взял варенье в вазе, прямо в вазу мордой лазит.
  • Грязен он, по-моему, как ведро с помоями.

Пете Буржуйчикову поэт противопоставляет Симу - «друга ребячьего народца», защитника «слабого и четверолапого». Смех, ребячий задор чувствуется в сказке, она насыщена живыми детскими диалогами, словами и выражениями из повседневной речи ребенка 20-х годов: «трудится вперегонки», «вверх тормашками», «разиня», «злюня», «вот так чудо, чудо-юдо»...

Используя традиции как народной, так и литературной сказки, Маяковский создал одну из первых советских сказок для детей острого политического содержания. В том же году Маяковский пишет для малышей рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо?». Тема произведения раскрыта в форме серьезной, ласковой, шутливой беседы отца с сыном, построенной по принципу контрастного изображения: плохая погода противопоставляется хорошей, грязнуля - опрятному мальчику, трус - храбрецу, лентяй - труженику, злой - доброму. Назидание смягчено мягкой улыбкой поэта, его шуткой. «С детьми он был всегда нежен и деликатен»,- вспоминал Николай Чуковский. Поэзия Маяковского рассказывает детям о громадном размахе социалистического строительства, о росте культуры. Он призывает пионеров к работе, к учебе, к борьбе за свободу.

 

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать