x x
menu

Стилистика стихотворений Тютчева

То, что мы условно называли «долгим, удлиненным» словом, - характерная черта стилистики Ф. И. Тютчева. О её осознанности свидетельствует не только употребление  естественных  многосложных  слов,  но  и  «искусственно» многосложных. У Тютчева  часто  случаи  «словосложения»,  употребления сложносоставных слов:

  • И всё для сердца и для глаз
  • Так было холодно и бесцветно,
  • Так было грустно-безответно,
  • Но чья-то песнь вдруг раздалась...
  • Усыпительно-безмолвны, как блестят в тиши
  • золотистые их волны, убелённые луной;
  • И спящий град, безлюдно-величавый,
  • Наполнена своей безмолвной славой...
  • И сквозь глянец их суровый
  • Вечер пасмурно багровый
  • Светит радужным лучом...
  • И в чистом пламенном эфире
  • душе так родственно-легко...

  Тютчев не только  использует  в  своём  поэтическом  языке  длинные, величественные по звучанию слова, но часто сам творил их. Все призраки возвышенного имеет не только поэтическая лексика, но и синтаксис Тютчева. По  своим  преобладающим  формам  этого  синтаксис своеобразного внутреннего диалога, с его вопросами и ответами, с его обращениями к отсутствующему собеседнику,  неожиданными  поворотами  и эмоциональными реакциями и взрывами:

  • Молчи, прошу, не смей меня будить.
  • Не их вина: пойми
  • Коль можешь, органа жизнь глухонемой!
  • Увы, души в нём не встревожишь
  • И голос матери самой!
  • Слёзы людские, о слёзы людские,
  • Льётесь вы ранней и поздней порой...
  • Льётесь безвестные, льётесь незримые,
  • Неистощимые, неисчислимые,
  • Льётесь, как льются струи дождевые
  • В осень глухую, порою ночной.

Анафора, повторение одних и тех же слов в начале строки и в одной и той же строке увеличивают напряжение внутренней мысли, помогают постичь трагизм чувства поэта. У Тютчева не совсем обычный внутренний диалог  -  и соответственно необычен синтаксис его диалогических стихотворений. Это не столько разговоры с предполагаемым собеседником, сколько с самим собой. Это разговор - размышление. И это синтаксис размышляющей речи - в муках и постоянном борении размышляющей. Диалог Тютчева часто производит впечатление нелёгкого - и по содержанию, и по формальным, грамматическим признакам.

  • Былое - было ли когда?
  • Что ныне - будет ли всегда?...
  • Пройдёт оно, как всё прошло,
  • И капет в тёмное жерло
  • За годом год.
  • За годом год, за веком век...
  • Что ж негодует человек,
  • Сей злак земной!..
  • Он быстро, быстро вянет - так,
  • Но с новым летом новый злак
  • И лист иной...

 Синтаксис подобных конструкций Тютчева представляет собой  разговорно- утяжеленную форму, его фиксирует и поворот фразы, и резкий и значительный поворот мысли. Такие конструкции позволяют почти физически ощутить процесс поэтической речи и поэтического раздумья - трудного, высокого, страстного. Тютчев не боится речевой дисгармонии - он подчиняет её своим художественным целям. Он прибегает к интонационным перебивам и диссонансам, чтобы придать драматизм и стиховой фразе, и заключенной в ней мысли. Синтаксические конструкции и обороты у Тютчева могут быть и «утяжеленными» и «лёгкими», но они во всех случаях производят впечатление естественных. Ход авторской мысли  и  речи,  её  построение  кажутся  безыскусственным  и  точно «неподготовленным»,  случайным.  Эта  безыскусственность  и  кажущаяся неподготовленность речевого строя особенно бросаются в глаза в некоторых необычных началах:

  • И бунтует и клокочет,
  • Хлещет, свищет и ревёт...
  • Эти бедные селенья,
  • Эта скудная природа...
  • Нет, моего к тебе пристрастья
  • Я скрыть не в силах, мать - Земля...

 Подобные начала, как заметил Ю. Тынянов, придают характер обрывочности, фрагментарности тютчевским стихам. В сущности, поэтическая речь Тютчева строится вся на внутренних кульминациях. Поэт говорит только о самом главном, минуя обязательные зачины, словесные «мостики» и связи. Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского  языка.  Взыскательное  отношение  к  стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт «не писал, а лишь записывал свои стихи». Он не раз возвращался к записанному, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с его пера, добиваясь предельной ясности и чёткости стиха. Благоговейному отношению к поэтическому слову учат нас стихи Тютчева. «Он не шутит с музой», - говорил Лев Николаевич Толстой.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать