x x
menu

Сравнительный оборот. Урок с использованием интерактивных технологий

Цель:             обработать сведения о сравнительном обороте; научить находить его в тексте и правильно определять; выяснить стилистическую роль определений и сравнительных оборотов в художественной речи; развивать умение работать в группах, культуру устной и письменной речи; воспитывать эстетичный вкус.

Оборудование: дидактический материал, карточки оценивания работы в группах.

Форма проведения: урок с использованием интерактивных технологий.

Ход урока.

І. Мотивация учебной деятельности школьников.

Каким членом предложения являются выделенные слова в первом предложении? Одинаковое ли содержание вкладывается в эти слова в каждом из следующих предложений?

1. Мамина ласка как солнце. 2. Мамина ласка, как солнце, греет. 3. Металл был раскален, как солнце. 4. Свет от прожектора, как солнце, слепил глаза. 5. Любите Украину, как солнце, любите…

ІІ. Представление темы и ожидаемых результатов. Установление цели.

1.  Запись темы в тетрадь.

2.  Ознакомление с целями.

Ученики получают напечатанный перечень целей. В конце урока они проверяют, достигнута ли поставленная в начале урока цель.

ІІІ. Слово учителя.

Сравнительный оборот — это образная характеристика действия, признаки предмета, мысли путем сравнения. Как правило, сравнительный оборот начинается союзами: как, будто, словно, будто бы.

 

Сравнительный оборот является членом простого предложения. Необходимо различать предложение с подчинительными сравнительными оборотами и сложноподчиненные предложения с подчинительными сравнительными частями.

Сравнительным оборотом является структура:

  • которая отвечает на вопрос определений: Синие, как голубизна неба, глаза-озера пленили его. 
  • в состав которой входит сравнительный союз, прилагательное (причастие): Будто очарованный, стоит Бахчисарай. 

Обратите внимание!

Нужно различать сравнительный оборот и приложение, которое вводится тоже с помощью слова «как»: Марина как дочь колхозника решила после окончания школы работать в сельском хозяйстве.

Сравнительный оборот является членом простого предложения - чаще всего обстоятельством способа действия, реже - сказуемым. Они держатся непринужденно (как?), как в семье (обстоятельство способа действия). Была ты будто лесная царевна (была будто царевна - именное составленное сказуемое).

Деление класса на группы и получение каждой группы карточек самооценки.

Варианты карточек

Оценивание участия в работе малой группы

 

  

 

 

Класс ФИОученика Самооценка по частоте проявления определенного качества Оценка членов группы  

Критерии

Всегда (С) Часто (Ч) Иногда (І) Некогда (Н)

1

2

3

4

Я добросовестно исполняю свои обязанности                   Я придерживаюсь правил работы в группе                   Я беру активное участие в обсуждении                   Я ободряю членов группы                  

 

Общее оценивание работы учеников в группе

 

  

 

 

 

 

Класс ФИО ученика

Самооценка

Фамилия, имя членов группы

Оценка

КРИТЕРИИ

Работал лучше всего (5)  

1

  Работал хорошо (4)  

2

  Работал посредственно (3)  

3

  Незначительный взнос в работу (2)  

4

  Почти не работал (1)  

5

 

Задача для групп. « Исследование-Поиск».

Подчеркните сравнительные обороты. Определите приложения, поставьте, где нужно, дефис.

1. Я обнимаю землю молодую, снега жгу, как ветер весенний. 2. Словно барвинок, зацвели рассветы, поют ранние петухи-камешки. 3. Песня широко плывет, как Днепр река. 4. И сорок лет шел Франко сеяльщик - пение его звучало не раз, как плач, и плач его звучал, как гимн народа. 5. Я рубашку найду вышитую сорочку и надену.

Приложения: ветер-весенний, петухи-камешки, Днепр-Река, Франко-сеяльщик, сорочку-вышиванку.

Слово учителя. Разделительные знаки при сравнительных оборотах.

1. Сравнительный оборот выделяется на письме запятыми: Большие, как блюдца, глаза выглядели из предлинных ресниц. И среди пустоши, будто на страже, стоит гробница.

2. Запятая не ставится:

а) если сравнительный оборот входит в состав сказуемого: Он  был будто из железа. Земля будто проснулась от сна.

б) когда перед сравнительным оборотом имеются наречия  почти, совсем: Девушка говорила почти как взрослая.

в)   перед постоянными сравнительными оборотами : белый как снег, лег кий как ветер, жить как варенику в сметане.

IV. Упражнение « Поиск-Моделирование».

Упражнение «Пунктограмма».

Вставьте пропущенные слова, представленные в справке. …как кузнечный мех; ...как кот к салу; ...как теленок на новые ворота; ...как муха в кипятке; ...как курица в борщ; ...как мокрое горит;

 

…как гвоздь забил; ...как собаке редька; ...как смола; ...как козел; ...как слеза; ...как рыжий теленок; ...как свиной хвост.

Справка: смотрит, дорвался, крутит, пристав, попал, делает, упрямый, чистый, чернобровая, сопит, сказал, прямой, обряд.

Упражнение «Открой замок, найдя ключ».

Выпишите подряд сначала те словосочетания, в которых запятые не нужны, потом те, в которых необходимо выделить запятыми сравнительные обороты. Свой выбор обоснуйте.

Дождь мелкий будто туман; осень как всегда была слякотная; полил дождь как из ведра; овощи как овощи; верчусь как муха в кипятке; лес как стена темнеет; толпа будто море гудит; апельсин языков кулак; град как горох; двор огражден будто крепость; эмаль лущится языков скорлупа; его уважаю как самого родного; анкета языков дерюга.

Ключ. Из первых букв словосочетаний прочитаете начало выражения английского писателя Дж. Голсуорси: «...это уважение к самому себе».

Упражнение « Поиск-Моделирование».

Замените обстоятельство способа действия сравнительными оборотами. Образец. Мигом промелькнула жизнь.- Жизнь промелькнула, будто один миг.

1.  И подснежником сердце расцветает, взволнованное сердце мое.

2.  Волчицей ночь за окном покушалась.

3.  И падало солнце птичкой к рукам.

4.  Впереди стоял стеной темный лес.

5.  И месяц по небу котится подковой.

V. Обобщающий блок. Рефлексия на уровне самореализации.

Упражнение «Творческое моделирование».

Введите в предложение сравнительные обороты, которые не выделяются на письме запятыми.

1. Вишни окружили дом со всех сторон. 2. Блестит на солнце поток Днепра, а вода в нем чистая, прозрачная-прозрачная. 3. Мальчик ростом почти догнал своего отца.

Варианты ответов.

1. Вишни словно окружили дом со всех сторон. 2. Блестит на солнце поток Днепра, а вода в нем чистая-чистая, прозрачная как слеза. 3. Мальчик ростом почти как отец.

VI.   Итог урока.

Метод «Микрофон» («Незаконченное предложение»).

  • Сегодня на уроке мы изучали ... 
  • Мы ставили перед собой цель... 
  • Мы достигли (не достигли) цели... 
  • Больше всего понравились такие формы работы... 
  • Больше всего заинтересовало на уроке... 

VII.  Домашняя задача.

  1. 1.     Выписать из художественных произведений семь предложений со сравнительными оборотами, выяснить их стилистическую роль. 

2.  Упражнение в учебнике. 

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать