x x
menu

Созерцательно-эстетическое отношение Фета к природе

А. А. Фет - поэт лирический, и только лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. И это удивляет, потому что при наличии самой развитой и передовой в мире литературы в России активно существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика. Единственное положение, которым руководствовался средний российский критик, - общественная полезность произведения; однако, несмотря на ругательные статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно велика. Это свидетельствует как о большом его таланте, так и о необычайно высокоразвитом вкусе читающей публики. Содержанием поэзии Фета всегда была красота окружающего мира и природы и, конечно, любовь. В этом смысле действительно глубоко прав Писарев: стихи Фета бесполезны практически. В них ничего нет, кроме нежных движений человеческой души.

  • В моем саду, в тени густых ветвей
  • Поет в ночи влюбленный соловей.

У Фета в стихах есть все, что должно быть в поэзии: «любовь и кровь», «морозы и розы». Его природа персонифицирована и одухотворена - это роднит его с Тютчевым:

  • Как майский глубокий
  • Зефир, ты, мой друг, хороша.

У него все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить:

  • В небесах летают тучи,
  • На листах сверкают слезы,
  • До росы шипки грустили,
  • А теперь смеются розы.

Часто, чтобы ярче представить сущность жизни, поэты создают для нее специальные образы. Так, Данте выписал человеческое зло в девяти грандиозных кругах своего «Ада», Полонский стянул и сжал обычное содержание человеческой жизни в тесный мирок насекомых. Для Фета жизнь - в медленном, но беспечном сосуществовании природы и человека:

  • Какой горючий пламень
  • Зари в такую пору!
  • Кусты и острый камень
  • Сквозят по косогору.
  • Ушли за днем послушно
  • Последних туч волокна...
  • О, как под кровлей душно,
  • Хотя раскрыты окна.

Поэзия для Фета - высший род художества. Она по-своему заключает в себе элементы всех других искусств. Как истинный поэт, он наделяет свое слово и музыкальными звуками и красками, и пластическими формами. У различных поэтов легко заметить преобладание того или другого из этих элементов. У Фета поэзия и живописна и музыкальна. Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера:

  • Смотри, красавица, - на матовом фарфоре
  • Румяный русский плод и южный виноград.
  • Как ярко яблоко на лиственном узоре!
  • Как влагой ягоды на солнышке горят.

Мастер рисует эту картину медленными, тягучими, густыми мазками. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, созвучной поэтическому языку XX века. Стоит вспомнить манделынтамовское: «Золотистого меда струя из кувшина текла...» - ритмический и музыкальный рисунок цитируемого стихотворения резонирует и совпадает с фетовской мелодикой и ритмикой.

Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают. Они безупречны. Но эта безупречность тепла и полна скрытой жизни:

  • Уснули метели
  • С печальной зимой,
  • Грачи прилетели,
  • Пахнуло весной.
  • Широкая карта
  • Полночной земли
  • Чернеет, и марта
  • Ручьи потекли.
  • Для песни полночной
  • Отныне живи,
  • Душой непорочной
  • Предайся любви.

Даже запись в альбом, поэтический пустяк, он превращает в эстетическое событие: «Среди фиалок в царстве роз // Примите искренний поклон...» Его, фетовские леса «благоуханны», тропинки «желты», растения он наделяет «царственной мудростью», луговая трава в его стихах «осыпана жемчугом», а не росой, ночь «сладострастна», а еще:

  • На природе с каждой каплей
  • Зеленеет вся одежда,
  • В небе радуга сияет,
  • Для души горит надежда.

При всем различии разобранных здесь стихотворений они сходятся в том, что, по мысли и внутреннему чувству Фета, все значение поэзии - в безусловном, независимом от внешних или практических целей и намерений, самозаконном вдохновении, создающем то прекрасное, что по своему существу есть нравственное и доброе.

  • Шепот, робкое дыханье.
  • Трели соловья,
  • Серебро и колыханье
  • Сонного ручья.
  • Свет ночной, ночные тени,
  • Тени без конца,
  • Ряд волшебных изменений
  • Милого лица,

 

  • В дымных тучках пурпур розы,
  • Отблеск янтаря,
  • И лобзания, и слезы,
  • И заря, заря!..

 

  • Я пришел к тебе с приветом,
  • Рассказать, что солнце встало,
  • Что оно горячим светом
  • По листам затрепетало;
  • Рассказать, что лес проснулся,
  • Весь проснулся, веткой каждой,
  • Каждой птицей встрепенулся
  • И весенней полон жаждой;
  • Рассказать, что с той же страстью,
  • Как вчера, пришел я снова,
  • Что душа все так же счастью
  • И тебе служить готова;
  • Рассказать, что отовсюду
  • На меня весельем веет,
  • Что не знаю сам, что буду
  • Петь - но только песня зреет.
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать