Социальный и философский источники бунта Раскольникова

Вдумчивые и внимательные читатели увидели в творчестве Ф. Достоевского продолжение гуманистических традиций Пушкина и Гоголя, которые тоже писали о доле «маленького человека». Но новаторство Достоевского заключалось в том, что он вскрывал сложный, богатый духовный мир «маленького», задавленного жизнью человека. Достоевский не только жалеет своего героя, а и подчеркивает духовное преимущество над теми, кто имеет более высокое положение в обществе. «Сердца в них каменные, слова их жестокие», - говорит Макар Девушкин - один из героев романа «Бедные люди». В творчестве писателя прикреплено внимание к внутренней жизни человека, и в первую очередь человека обездоленного, приниженного.

Писатель усматривает свое назначение в том, чтобы указать человечеству выход из господства эгоизма, наверно, взаимной вражды. Он гневно осуждает  страдание и зло, в душе его - неугомонная боль за приниженных, мечты о братстве людей. Сам писатель прошел трудный путь поисков, в основе которого была любовь к человеку, к русскому народу, вера в его большое будущее,  историческое назначение России. Роман создавался в период спада общественного движения после 1863 года, когда царское правительство разгромило революционные организации в России, потопил в крови восстания в Польше и Литве. Крах надежд повлиял и на общественное расположение духа. В стране обостряются социальные противоречия. Развитие капиталистических отношений привело к росту верхов и еще большего обнищания народа. Простой трудовой народ находился в тисках бедности и голода. Тем не менее и в эпоху реакции не останавливается напряженная работа революционной мысли. Но вместе с тем рождаются  идеи и теории, страшные по своей сути.

При описании «срединных улиц» Петербурга поражают духота, толкотня,  грязь... Люди обозлены, они задыхаются в городе, как «в доме без форточек». Гнетущее впечатление усиливается при описании трактира, пьяной исповеди Призраков-Лондона («никуда пойти человеку»), символического сна Раскольникова. Преступный мир толкает человека на преступление против личности (судьба Сонечки), рождает теории. Именно при таких условиях могла родиться «идея» Раскольникова  право сильной личности властвовать «над всеми тварями дрожащими». Сгущение красок держит читателя в страшном напряжении.

Как родилась у Раскольникова мысль об убийстве старухи? Легко ли он принял ее? Встречи на улицах города, в трактире, с девочкой на бульваре болезненно отображаются в душе Раскольникова. Его приводит в негодование порочность людей, подлость общества. От отдельных фактов он идет к обобщениям, убеждая себя, что задуманное преступление не противоречит человеческим законам, он морально разрешен, поэтому его пленила идея о праве сильной личности «переступить закон», он философски обосновал свое решение. Какой мотив преступления среди тех, которые Раскольников назвал Соне, есть ведущим ? Как начинается «наказание» героя ? Как и почему изменилась его жизнь после убийства ?

Что понял Раскольников во время встречи с матерью и сестрой? Почему после убийства старой и Лизаветы Соня Мармеладова становится ему ближайшим человеком?

Какое место в романе занимают Лужин и Свидригайлов? Почему Раскольников не сможет жить по лужинскому принципу «все разрешено» ? Другие люди для него и будто для достижения своих эгоистических целей. Это человек абсолютно аморальный, и писатель подчеркивает, что в условиях развития капитализма процветания жизни так же неизбежно, как и гибель мармеладовых. Раскольников не уголовный преступник. Он не может «возлюбить лишь самого себя», а его самоанализ показывает весь ужас содеянного и невозможность для него, Раскольникова, переступить  законы человеческой морали.

На что рассчитывает Порфирий Петрович? На то, что «натура» героя окажется более сложной и человечной, чем его «теория». Этот расчет оказался правильным. Так Раскольников пришел к правде Сонечки, к мысли о том, что надо покориться и терпеть. 

В чем видит Достоевский путь к общечеловеческому братству? В чем отличие «Преступления и наказания» от детективных романов? Прежде всего в том, что автор исследует не обстоятельства преступления, а его мотивы, и доходит до глубочайших философских выводов, доказав, что идея  сильной личности может возникнуть только на неблагополучном социальном фоне, в условиях несправедливого общественного уклада, что эта идея, фашистская за своей сутью, нечеловеческая. Главные вопросы, которые ставит роман, не что, не как, а почему. В детективном романе главное - сюжет, а в «Преступление и наказание» - беспокойно пульсирующая мысль гуманиста и философа, который ищет путь к общечеловеческой правде.

Одна из основных тем творчества Ф. Достоевского - тема взаимоотношений человека

и идеи. В большинстве его романов есть персонажи, одержимые какой-нибудь идеей, которые живут только ею, что подчиняют ей все действия и в результате разрушают и свою жизнь, и жизнь других людей.      Роман «Преступление и наказание» был задуман автором еще на каторге. Тогда он и назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел изменялся. И новый роман «Преступление наказание» стал «психологическим отчетом об одном преступлении». Но речь идет не об обычном убийстве, а об идеологическом, выполненном преступником-мыслителем.

Но разве Родион Раскольников, бедный студент, - преступник, убийца? Что толкнуло его на преступление? Тяжелое состояние на границе убогости, болезнь изобрели в нем самом теорию об «избранных» и «обычных» людях? Что было раньше? Автор романа старается исследовать социальные и философские источники злодеяний Раскольникова. Умный, гордый, полный осознания собственного достоинства, Родион Раскольников исключен из университета, так как ему не было чем платить за свое обучение. Живет он в крайней бедности, страдает от голода и нужды, от унижений, которые ощущает и он сам, и его мать, и сестра Дуня. Он видит вокруг только грязь, убогость, пороки. Он старается помочь Мармеладову, но напрасно; хочет помочь Соне, своей сестре Дуне - однако они остаются «приниженными и униженными». Раскольников вынужден заложить некоторые свои вещи, чтобы не умереть от голода.

Он ощущает себя никому не нужным, обездоленным среди богатых особняков  нарядной публики. Задавленный убогостью и несправедливостью, он приходит к мнению об убийстве ростовщицы Алены Ивановны. Преступление это имеет, так сказать, теоретическое обоснование. Убийство старухи - не просто банальное убийство а убийство «по совести». Еще до преступления он пишет и публикует статью, в которой излагает теорию о том, что все люди делятся на «обычных» и «необыкновенных, как Наполеон». Необыкновенные имеют право ради блага людей переступить закон. Раскольников долго размышляет о своей собственной роли: «обычный» он человек - «тварь дрожащая» или «право имеет». И решил доказать на деле, что он «имеет право совершить преступление по совести», стать властелином мира.

Родион Раскольников думал убить старую-ростовщицу, эту «никчемное существо», и спасти от убогости себя и своих близких. Но он забыл главное: никто не давал ему права лишать жизнь другого человека. И все-таки, совершив преступление, Раскольников не смог переступить через себя, через свою совесть. «Я не старуху убил... я себя убил», - скажет он.

Ф. Достоевский опровергает теорию Раскольникова: логическое опровержение представил Порфирий Петрович, а моральное - «вечная» Соня Мармеладова. Отношение к Раскольникову у Достоевского сложное, но приговор писателя беспощадный - права на преступление не имеет никто! Показывая бесчеловечность буржуазного общества, Достоевский все-таки не в нем видит причину преступления своего героя. Причина - в самом Раскольниковом. И прежде чем изменять общество, надо измениться себя.

Мое отношение к Родиону Раскольникову и его «теории».

Родион Раскольников был весьма чутким человеком, вплоть до самоотречения. Мы знаем это, так как на его суде были свидетели, которые это удостоверили, приводя конкретные примеры. Я не хочу их здесь пересказывать. Однако это не воспрепятствовало Родиону совершить именно так, как он совершил. Так как у него была теория, которую он считал за правильную и хотел доказать. А отсюда и его эксперимент.

Родион Раскольников и вдобавок имел новые идеи в общественных науках, где все эксперименты ставятся на людях. («По окончании эксперимента подопытные животные были забиты»). Имею подозрение, что затруднительное материальное положение не было  движителем опыта Раскольникова. Если бы это было так, он бы забрал  имущество, которым бы разнервничавшимся он не был. И не деньги ему требовались. Не согласны? Ну, пусть будет по-вашему, но не только деньги. Просто проверял на себе истинность своих предположений. Мы все знаем, как пропасть  вела к прыжку, и если мы здоровы, то противостоим этому чувству. Но если в каких-то обстоятельствах наше сопротивление становится меньшим, чем соблазн, мы прыгаем...  Делаем свой эксперимент.

Что в гипотезе Раскольникова касалось именно его? Прежде всего, он не мог сделать эксперимент на другом человеке, так как надо было выяснить, есть ли он, бывший студент Раскольников, сверхчеловеком. Любой, положительный или отрицательный, опыт, полученный на другом подопытном, ничего не дал бы, так как характер  подопытного, а не   Родиона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент