В статье рассказывается о том, как большинство школьников подходят к написанию сочинений по литературе и какие меры предпринимают, чтобы облегчить прохождение этой части общеобразовательной программы. Зачем человек ходит в школу? Первый и самый логичный ответ, который приходит в голову, – чтобы учиться, узнавать новое, расширять кругозор… Да, в идеале это действительно должно быть так. На практике же редко кто из учеников старше седьмого класса отлично и самое главное – самостоятельно, без тех или иных уловок и ухищрений, успевает по всем предметам. Причём в большинстве случаев причина не в интеллектуальном несовершенстве и не в любимом учителями "ты способен на большее, просто ленив", а в отсутствии интереса к уроку или же банальная нехватка времени.
Возьмём, к примеру, самую животрепещущую для большинства учащихся тему – предмет, готовясь к которому невозможно сжульничать или списать у соседа по парте – литература и сочинения по прочитанным произведениям. Казалось бы, на первый взгляд, ну что тут сложного: открыл, пробежал глазами, развил пару мыслей – и вот они – готовые сочинения! А теперь давайте вспомним, что, помимо актуальных тем и складности изложения, отличает произведения школьной программы? Разумеется объём. Согласитесь, полёт мысли классиков - мастеров писательского мастерства редко укладывается всего в пару десятков страниц! Чаще всего это достаточно объёмные, даже многотомные труды, на чтение которых необходимо затрачивать недели, а то и больше. Школьная программа же на этот счёт оказывается весьма скупой, выделяя на всё про всё не более 2-4 академических часов.
То есть, по замыслу, несчастный ученик должен осилить "Преступление и наказание" буквально "к следующему уроку" (за 1-2 дня!), при этом не просто прочитать, но и сделать глубокий анализ, чтобы на его основании в столь же рекордный срок суметь изложить свои мысли в письменном виде. Ах, да! Попутно нужно успевать делать уроки и по другим предметам…
Что предпринимают школьники в подобных случаях? Наиболее распространённых вариантов четыре:
1. Те, кому "писательство" само по себе труда не составляет, просто прочитывают аннотацию плюс урывками пару мест из книги – и материал для работы готов.
2. Более не расположенные к литературе покупают книгу, в которой есть готовые сочинения, и переписывают нужное оттуда, что называется, на свой страх и риск – учителя об этом давно прознали и в курсе всех подобных изданий.
3. Не умеющие и не любящие писать вовсе прибегают к посторонней помощи (в ход идут как мамы с папами, так и сердобольные одноклассники).
4. Наконец последний тип учеников – самый предприимчивый – ищет решение своих проблем в Интернете, на сайтах, выкладывающих базы сочинений и рефератов. В отличие от книг, содержащих готовые сочинения, здесь выбор гораздо больше, да и далеко не все учителя умеют пользоваться Глобальной паутиной – а это означает долгожданную свободу – "списывай, не хочу".
Кстати, если ваш преподаватель литературы всё-таки назло всему классу освоил Сеть, загляните на sochland.ru – там всегда в наличии новые готовые сочинения, а также анализы стихотворений и краткие содержания рассказов. Для самых осмотрительных есть возможность заказать индивидуальную работу.
Итак, как видим, учиться и всё успевать можно! Только осторожно.