Французский просветитель XVIII столетия, Вольтер был отчаянным врагом религии. Он показывал в своих произведениях лицемерие служителей церкви. Свое отношение к церкви писатель высказывал в драмах «Магомед» и «Орлеанская дева», в философских повестях, в частности в повести «Простак». Историки называют XVIII столетие «веком Вольтера». Просветитель и философ был властителем умов всего мира, его обожествляй и ненавидели. Монархи считали Вольтера ее главным виновником революции, хотя не Вольтер был причиной революции, быстрее, логика исторического процесса вызвала Вольтера к жизни.  Феодальная Франция, опустошенная аристократами, переживала тяжелые времена, люд бунтовал, церковь и дворяне богатели, владея половиной земель. Уже родилась буржуазия, которая была ограниченна в своем росте.

На берег цивилизованного общества море выбрасывает неизвестного юношу, все решили, что он индеец. Новоприбывшего назвали Гуроном, или Простаком, и что важнейшим для общества было окрестить Простака. Они не обращают внимания на то, что Гурон уже имеет свою веру, для общества он чужак, пока не уверует у их бога. Это должны состояться добровольно, поэтому Гурону рассказывают о Боге, дали читать ему Библию - Новое Завещание. И Простак воспринимает все, как есть, так как не привык к условностям. Его интересуют простые вещи,  он спрашивает с любопытством ребенка. Именно через Гурона Вольтер пытается показать своим читателям отрицательные или бессмысленные стороны любой веры. Дав обещание стать добрым христианином, Гурон старается все делать, как написано в Святом Письме. Услышав исповедь, Простак возражает: ни один из апостолов не исповедовался! И когда все же потребовали исповедаться, юноша даже побил монаха-францисканца.  Со временем крещение таки происходит в храме, но только в присутствии прекрасной мадемуазель где Сент-Ив.

Много приключений ждало Простака, он пройдет всю Францию, дорогой в Вершль увидит следствия и отличия Нантского эдикта, когда протестантов без согласия обращали в католическую веру. Простак спрашивал, чему король соглашается на  насилие ради того, чтобы угодить Ватикану. Наивный простак. Он даже обещает жителям, встретив короля, Открыть ему истину. Простак был уверен, что зная истину, нельзя не сказать про нее. Мысли его были услышаны иезуитом Лашезом, который написал донос. Позднее герой Вольтера окажется в Бастилии рядом с последователем религии янсенистов. Писатель смеется над любыми религиозными течениями, все ОТЛИЧИЯ которых состоит в мелочах.

С помощью отца Гордона Гурон выучил геометрию, философию, физику и уже был способен вести диалог со своим учителем о воле, благодати и свободе выбора. Послушав философские сентенции о том,  что весь мир создал Бог, Гурон говорит, что тогда и грех также создал Бог, кто отдает нас во власть злую, то он и есть источник зла. Отец Гордон постоянно исправляет Гурона и разъясняет происхождение добра и зла. Остросатирические произведения Вольтера заставляли читателей ставить, как и Гурон, вопрос и искать на них ответ, а отыскав их, чувствовать обманутыми. После своих книжек в мире Вольтер некогда не чувствовал защищенным и с улыбкой говорил, что его нигде не примут, ему никуда бежать, так как он всю жизнь обижал и христиан, и мусульман. Свои сомнения Вольтер направлял на служителей культов, большей частью были корыстными и жадными. Его произведения осуществили революцию в умах многих людей и освободили их от головокружительной бессмыслицы. Наконец сегодня именно благодаря Вольтеру человечество вообще и каждый человек отдельно сознают свое право на веру и безверие и право избирать ту религию, которую считают наиболее пригодной для себя. И как не согласиться с Вольтером, который два столетия назад говорил, что

  • «пророчества, чудеса, волхвование, преобразование, растолкованные сны, которые решат судьбу как империй, так и маленьких племен: здесь звери, которые говорят там звери, которых сделали богами, боги, преобразованные на людей, и люди, сечении на богов. Если уже нам так нужны басни, то пусть они будут хотя бы истины!»

Своеволие короля, дворянства, духовенства и чиновничества, нежелание решать проблемы, критика и насмешки, которые воплощались в художественных произведениях - от уличных песен к сценическим произведениям, в прозе и поэзии. Вольтер говорил, что «наилучшее правительство то, при котором подчиняются только закону». И подчиняться нужно не законам, а своевольному королю. Тема взаимоотношений правителя и народа присутствующая во многих произведениях Вольтера. В Франции, где оказался герой философской повести Вольтера «Простак», две власти - короля и папы. Для большинства населения страны и король, и папа - не достижимые звезды, между ними большое расстояние, заполненное чиновниками и монахами. В государстве есть армия, которая ведет войну, но это война не за независимость государства. Ради королевской власти. За любой чин или должность плати, даже когда у человека большие заслуги перед властью. Так простоватый Гурон получил повышение за свои военные подвиги, и получил место в Бастилии.

Королевские чиновники, описанные Вольтером, пользуются своими должностями для удовлетворения любых своих нужд. Они берут взятки, унижают тех, кто обращается к ним по помощь. Так Сенгпуанж, помощник министра, бесчестит волшебную мадемуазель где Сент-Ив, так как привык к такому поведению, Конечно, мадемуазель самая соглашается на такой шаг, и к этому ее подталкивает иезуит отец Здесь-И-Там. Он находит оправдание ее пожертвованию в образцах текстов Блаженного Августина, который восхвалял покорность.

  • «Знайте, дочь моя, уже если иезуит ссылается на блаженного Августина, то этот святой сказал истину...» - сквозь слезы смеется Вольтер.

Церковь освящает грех, если ей это удобно, а чиновничество не проникается чувствами тех, кого оно надувает, Вольтер описывает развратных детей вельможных родителей, армию шпионов-доносчиков, КОТОРЫЕ без душевных мучений продают родных братьев за достижение должностей. В своих философских повестях Вольтер не старался изображать глубокие характеры и чувства. Страницы своих книг он использовал для борьбы против государственного угнетения, насилия.

Интересно то, что он был отчаянным неприятелям монархии как государственного устройства, но уважал русскую императрицу Екатерину Вторую. В своих философских повестях Вольтер описует «страну киммерийцев», где он видит только расцвет искусств, блеск и славу, и царствование дикой природы. Он восхвалял терпимость императрицы и ее уважение к Другим нациям, идеализировал Россию, презентовал Европе ее «просвеченную» государыню.