Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в публицистическом стиле

Цели: формировать умение составлять связные высказывания публицистического характера на морально-этическую тему. Оборудование: высказывания Д. Лихачева, Л. Кассиля, А. Суркова.

тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Ход урока
I. организационный этап II. Актуализация опорных знаний
Беседа — Что такое духовная культура? — Как связаны между собой понятия «духовность» и «счастье»?

— В каком стиле речи вы будете писать сочинения на морально-этическую тему? — Какой тип речи вы выберете? III. Мотивация учебной деятельности Учитель. Мы часто говорим: «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой».

Все, что обогащает наш внутренний мир, и есть духовная культура. Чем больше одухотворен мир, окружающий человека, тем он счастливее, тем ему интереснее жить. Жизнь приобретает для него содержательность. А в холодном, формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству духовной культуры нет. Это и есть бездуховность — жизнь механизма, ничего не чувствующего, не способного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы. Духовная культура принадлежит прошлому, живет в настоящем, она в нас самих, она создаётся и продолжается.

Умейте заметить её, воспринять, поддержать. IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся 1.

Беседа — Перед вами высказывания, призывающие к раздумью, к рассуждению. В них содержатся ответы на два вопроса: «Что такое духовная культура?» и «Что такое счастье?» (Учащиеся знакомятся с высказываниями Д. Лихачева, Л. Кассиля, А. Суркова.) Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственности человека. Человек— это степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи. Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими чем-то поступиться ради любимого дела и любимых людей.(Д. Лихачев)

Много я слышал всяких споров о счастье. Вот, говорили некоторые, счастье — это богатство, деньги. Но ведь настоящего счастья, например, верной дружбы, за деньги не купить. По-нашему, счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Ведь счастье — это не только иметь, брать, получать. Разве ты, например, не радуешься, когда можешь что-нибудь подарить отцу с матерью, товарищу, как-то помочь им?

Значит, только тот счастлив по-настоящему, кто может сказать людям: «Мое счастье — частичка нашего большого общего счастья! » (По Л. Кассилю) Право на личное счастье — святое право каждого человека. Но надо чаще спрашивать себя: что я, лично я, сделал для того, чтобы люди были счастливы, чтобы недостатков в жизни стало меньше? Что я сделал для своих товарищей, для всего общества?

Стало ли кому-то легче от того, что на свете есть я? (А. Сурков) Задумайтесь и вы над этими вопросами. Подумайте, в частности, и над такими вопросами: как связаны между собой эти понятия — духовность и счастье? Как приходит к людям настоящее счастье? Как происходит духовное обогащение человека? Какие проявления духовной культуры, гражданственности вы видите в окружающей жизни?

Присмотритесь внимательно к тому, что вас окружает, и напишите сочинение-рассуждение (как ответ на один из двух вопросов), используя данные выше высказывания, собственные наблюдения, факты из жизни, материалы из прочитанных книг. Выразите свою личную позицию. Подумайте о речевом оформлении вашего сочинения. Проанализируйте два первых высказывания. В какой речевой ситуации, по-вашему, они могут прозвучать? Каков стиль этих высказываний (публицистический, разговорный)?

Какой тип речи вы изберете для своего сочинения? Каким стилем воспользуетесь?

Подумайте о тезисе и об его аргументировании. Какие языковые средства, воздействующие на читателя, помогут вам выразить свое отношение к проблеме? Помните, что побудительные, вопросительные предложения помогут вам усилить выразительность текста, приблизят к читателю (см. например, последний абзац у Д. Лихачева), а вводные слова помогут выстроить аргументы, присоединить вывод (см. второе высказывание Л. Кассиля). Подумайте над эпиграфом вашего сочинения.

В нём должна быть подчеркнута основная мысль работы. Может быть, им будет одно из высказываний сегодняшнего урока.

2. Коллективная работа над определением темы сочинения и возможными вариантами плана 3. составление по избранному плану устного сочинения на морально-этическую тему в форме выступления на диспуте 4. слушание творческих работ (2–3 учащихся)

V. Домашнее задание Написать сочинение (в форме статьи в газету), в основе которого было бы рассуждение дискуссионного характера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент