Урок: подготовка к оочинению по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»

ХОД УРОКА

I. Обсуждение Тем Сочинений, Предложенных Учащимися И Планов К Темам

Обратить внимание на актуальность темы, неоднозначность ее решение, на полноту плана, соблюдение законов композиции (наличие вступления, вывода, соотношения частей), на самостоятельность суждений и выводов - используются заготовки из домашнего задания.

II. Обсуждение Тем Сочинений И Планов, Предложенных Учителем

1. Трагическая судьба человека, опаленного войной

И. Случайная встреча в реки.

«Глаза, словно присыпанные пеплом» II. Жизнь, изломанная войной.

1. Крушение мирной жизни, надежд.

2. Тяжелое расставание с родными.

3. Родной огород не оккупирован врагами, но бомбежка дома и гибель жены и дочерей.

4. Герой воюет не на переднем плане, но два ранения и плен.

5. Тяготы и унижения фашистского плена.

6. Радость вот ожидания встречи с сыном и крушение последней надежды на счастье.

7. Невозможность возвратятся в родной Воронеж. «Мертвые, потухшие глаза»

8. Встреча с мальчиком, чье детство отобрано войной.

III. «Не бывать поэтому, чтобы нам порознь пропадать!» - попытка возвратятся к жизни во имя счастья нового сына.

2. Кто сильнее - человек или война?

И. Случайный собеседник в реки - один из тех, кому пришлось пережить

Все тяготы войны. Неизбывное горе, навечно застывшее в глазах. II. Умение сохранить мужество и человечность в страшных испытаниях - вот черта русского солдата-патриота.

1. Уход на войну в первые дни.

2. Письма без жалоб. («Если ты мужчина, взвали себя на плечи...»)

3. «Как я могу, не проскочит, если там ребята без снарядов сидят?»

4. Презрение к врагу - портянки в придачу к сапогам.

5. Помощь товарищей в колоне.

6. Врач, помогающий раненым в плену.

7. Первый убитый своими руками, чтобы не стал возможным предателем.

8. Разговор с комендантом концлагеря, вызвающим уважение врага.

9. «Делить поровну!»

10. Известие в гибели семьи, смерть последнего сына - и желание по-

Мочь обездоленному войной мальчонке, взять его в сыновья.

ІІІ. «...Этот русский человек... выдюжит, и около отцовского плеча вырастит тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его семья».

Смысл обобщения в названии рассказа.

III. Самостоятельная работа над сочинением

IV. Домашнее задание

Подготовиться к уроку внеклассного чтения - выучить стихотворение, предложенное учителем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент