x x
menu

Сочинение по произведениям Распутина «Изба» и «На Родине»

Этот писатель знаком читателям по таким произведениям, как «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976), «Век живи - век люби» (1982), «Пожар» (1985). В.Г. Распутин является  одним  из  известных представителей такого направления современной литературы, как деревенская проза, именно на этом поприще он снискал известность и был награжден  рядом государственных наград еще в советские времена. В настоящее время он продолжает свой литературный труд, занимается проблемами  экологии  и положением русской деревни,  которой  он  посвятил  почти  все  свои произведения.

Действие в рассказе «Изба» происходит в сибирской деревне, стоящей на реке Ангаре. Главная героиня умерла и все основные события, происходящие в рассказе, отсылают нас в прошлое. Рассказ строится на  описании жизни Агафьи, начиная с послевоенных лет и заканчивая нашим временем. Уже из названия следует, что центральным образом в рассказе является дом Агафьи, а точнее изба, которая в произведениях Распутина является олицетворением русской деревни.

Второе рассматриваемое произведение, это рассказ-быль «На родине». Место действия в обоих рассказах одно и то же -  деревня. Но в данном произведении автор показывает современное состояние родины главного героя, обрамляя его философскими размышлениями о судьбе и причинах перемен, приведших к той картине, которая является общей для всей русской деревни.

Проблемы, затрагиваемые в «Избе» и «На родине» являются логическим продолжением центральной темы произведений Распутина, а именно темы русской деревни. Однако в этих двух произведениях затрагиваются различные аспекты данной проблемы - в «Избе» рассматривается беда, настигшая жителя деревни, и показано это на примере одного человека - Агафьи, а  во  втором произведении автор выносит на первый план картины, показывающие состояние деревни в общем. В обоих рассказах очень четко видно единение человека с тем миром, который его окружает. По мнению Распутина, все беды деревенской России начались тогда, когда человек решил, что он не  один из многих жителей, населяющих нашу планету, а ее Хозяин. Из города пришли новые люди со своими целями и задачами, которые они готовы выполнить несмотря ни на что. Молодежь, заинтересовавшаяся городом, покинула села, ушла в город, оборвалась та связующая нить, которая связывала поколения между собой. Именно эта проблема поднята в этих произведениях. По сути, автор продолжает развитие той темы, которую он поднял в более ранних своих произведениях, например в «Прощании с Матерой» и «Последнем сроке». Правда, во втором произведении тема деревни не показана открыто, она как бы завуалирована, а основное свое внимание автор уделил вопросу преемственности поколений. В «Прощании с Матерой» одна из главных героинь, старуха Дарья прямо говорит об этой нити, на которой  завязываются  узелки  новых  поколений  и развязываются старые узлы, но нить - одна, порвавшись, она обрекает деревню на разрушение. С некоторой долей уверенности «Избу» можно назвать одним из возможных продолжений «Прощания с Матерой», если представить, что жителей острова переселили не в город, а в другую деревню, потому что многое здесь напоминает это произведение. Прежде всего, это причина переселения людей: возможно, эта та самая ГЭС, из-за которой и затопили Матеру. В рассказе «Изба» повторяется мысль, высказанная еще в «Прощании с Матерой», мысль о том, что городские жители живут для работы, а деревенские работают для жизни. И это важно для автора, этим он еще раз подчеркивает  свое негативное отношение к жителям городов.  В этом случае можно будет и рассказ «На родине» назвать продолжением «Избы».

В рассказе «На родине» в центе внимания автора описание земли, на которой происходят события, они, вернее не происходят, а текут, медленно, тяжело, словно затяжная смерть, смерть деревни, которая длится вот уже не один десяток лет, а мы и не замечаем этого. Здесь как раз и видна связь между произведениями. В «Избе» показана  деятельность  леспромхоза  в шестидесятых - семидесятых годах, когда в сибирские  леса  приезжает молодежь, полным ходом кипит работа, идет рубка леса, почти праздник какой - то! Но лес закончился, лесоповал пропал, а за ним и молодежь, оставившая после себя пустые, наспех сколоченные дома, да изуродованную  землю, мертвую, всю покрытую пнями да корягами. И вот именно эта картина предстает перед нами в рассказе «На родине». Это своеобразный итог: вот, что получилось из поколения, потерявшего связь с предками. Здесь даже есть прямое  указание на причины всего произошедшего, «лопнуло, оборвалось роковое несоответствие между масштабами самого  человека,  оставшегося прежним, и масштабом его деятельности».

 Тяжелое, но между тем светлое впечатление производят люди, оставшиеся на этой земле, потому что им некуда идти, да они и не хотят, предпочитая разделить участь своей маленькой Родины. Как бы ни было им тяжело, но здесь, на своей земле, им легче все перенести, даже болезни: сдвинули Агафью с места, она сразу оказалась в больнице с «надсадой». Не долечившись вышла, начала переезд, и все болезни сразу отхлынули. Началась работа, вернулась «охота к жизни», снова она «выкрепилась в кремень». Ту же привязанность к месту Распутин показывает и на другом герое «Избы» - Савелии. Вроде и старый, и больной, а работает, но уехал в город и буквально «сгорел» за несколько месяцев от рака.

Заметим, что очень важное место во многих произведениях Распутина занимает образ дома, в котором живут его герои. Не являются исключением и рассматриваемые рассказы. В «Избе» большую  часть  действия  занимает восстановление Агафьей своего дома после переезда на новое место. Дом и Агафья - как бы единое целое, о чем говорит тот факт, что после ее смерти дом сохраняет черты характера своей  первой  хозяйки,  ее  упорство, выносливость, сам воздух здесь похож на жилой, вроде и не пропадала она никуда. И опять здесь просматривается некая связь с «Матерой», но только там свой дом хоронила старуха Дарья, а здесь, наоборот дом остался жить один без Агафьи. Даже пожар, который устроили его новые обитатели - алкоголики, не смог уничтожить дом, и опять здесь аналогия с «Матерой», вспомним листвень, который никак не могла уничтожить санитарная группа. В «Избе» есть свой материнский Петруха, это «Катя - Ваня», спившиеся, молодые еще люди, которых прозвали так за их неразлучность, но нет в них той безумной бесшабашности Петрухи, с которой он творил свои деяния,  а спивались они как-то «зло, беспощадно, тихо». Становится очевидным, что в своих поздних произведениях Распутин еще глубже вскрывает проблемы связи поколений, дома, памяти предков, и придает им более глубокий философский смысл.

 В рассказах «Изба» и «На родине» автор продолжает следовать традициям языкового стиля, начатым еще в ранних произведениях, что выразилось в использовании им просторечья  («надсада»,  «выкрепилась  в  кремень»), неологизмов, в введении  писателем  «говорящих»  фамилий,  необходимых Распутину для передачи атмосферы сибирской деревни.

 Оценивая и исследуя творчество Валентина Григорьевича Распутина, многие критики и литературоведы сходятся во мнении, что в  середине восьмидесятых в творчестве писателя наступил спад, что отразилось в его повести «Пожар». Но на мой не очень опытный взгляд, рассматриваемые произведения являются неким сосредоточением более чем  тридцатилетнего литературного опыта автора. Здесь объединены воедино все проблемы, давно волнующие В.Г. Распутина: о мире и о месте в нем человека. Человек, читавший и другие произведения данного автора, уже узнает его язык, свойственный только Распутину, мягкий, добрый, наполненный тихой печалью и болью о русской деревне. В творчестве писателя проглядывается четкая связь между его произведениями, где новые являются этапом своеобразной  эволюции и творческим ростом писателя.   

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать