x x
menu

Сочинение на тему: Романтические баллады Левна Боровиновского

Романтизм как литературное течение в XVIII столетии зародился в Германии и мало-помалу захватил литературу Европы. Романтики, в отличие от классиков, воспринимали человека не как какой-либо простой механизм, который состоит из колесиков, а мир не таким, что целиком раскрывается перед нашим умом. Они считали, что человек - очень сложное существо. Он принадлежит к двум разным мирам и преисполнен каких-то таинственных сил, как и весь мир, созданный Бог. Изменение мировоззрения в природе, человека и его чувств, истории человечества, развития общества чрезвычайно обогатила тематику литературных произведений. Романтики открывают в мире таинственную сторону, подчеркивают живую связь человека с природой. Любимым жанром романтиков становится баллада, язык обогащается новыми словами, связанными с новыми образами, дополняется историзмами. Характерна черта романтической поэтики - это символизм, когда за действительностью стоит иной мир, а каждое событие имеет скрытое содержание.

Романтизм имел свой отклик и в украинской литературе, хотя он и не был таким распространенным, как в творчестве западноевропейских художников. Объяснить это можно тем, что наши писатели были значительно теснее связаны с настоящей жизнью народа, чем романтики европейских и соседних народов, и еще тем, что они писали свои произведения преимущественно на русском языке. Российская романтическая литература и идеология зародилась на границе 20- 30-х годов XIX столетия, а уже в 40-и года с блеском развивается среди художников, которые входили в Кирило-Мефодиевское братство. Романтику начал Лев Боровиковский. Первые его басни уже имеют несомненно романтическую народную окраску:

  • Скупой не спал - делал, скупой не ел - копил, а вот того...
  • «Еще более разбогател?».

Но как настоящий романтик Боровиковский возникает перед нами в переводах произведений Жуковского, Мицкевича, Пушкина. Перевод Горация описывает сельскую жизнь на хуторе:

  • ...как бледную покажет осень тварь, и спелый овощ пожелтеет,
  • он трясет яблоки и сушит на компот и на зиму озимое сияет...

Темы его оригинальных баллад - продажа души черту, убийство, отравление. Иногда его стихи - это обработанные перепевы народной песни:

  • На западе раннее небо языков кровью залито,
  • пришли вести к милой, что милого.

Стиль стихов Боровиковского целиком романтический: уважительный язык, употребление характерных для народной песни слов, выражений и эпитетов (ясный сокол, серые гуси, белые лебеди, черная туча, колющий терн, высокая могила, широкие поля).

  • Собрались старый, малый,
  • Убогий, богатый Соединились,
  • ожидают Большого праздника.

«На гвалт орлы налетели», - с подъемом говорит поэт. Каждый из них ощущал за плечами крылья, спеша на призыв Максима Железняка. В селах

  • ...Остались Дети и собаки,
  • Женщины даже с ухватами
  • Пошли на гайдамак.

Бешенство в поэме, выдержанное в духе суровой эпичности. Кое-где автор прибавляет от себя короткие точные характеристики героев, но в целом произведение выдается не похожим на давние летописи. И как давние летописцы, Шевченко в небольших лирических отступлениях, своеобразных авторских ремарках, показывает свое отношение к событиям, доводит горькие выводов. В отступлении поэт сопоставляет две эпохи - эпоху, когда «гомонила Украина» и современную ему эпоху, когда «палач властвует», и немые, покорные внуки знаменитых предков «господам рожь сияют». В отступлении «Не остановила весна крови» сердце поэта пронимается жгучей болью от осознания того, как много пролито крови, жестокая была плата. В отступлении «То было бедствие» автор делает ударение на социальных причинах возникновения Колиивщины, предъявляет обвинение ксендзам и иезуитам в возникновении раздора.

Шевченко понимает причины злой ненависти гайдамаков к католическому духовенству, но вместе с тем призывает славян к согласию: «Пусть рожью, пшеницей, как золотом, покрытая, не разграниченной останется навеки от моря и до моря - славянская земля». В этом страстном слове Шевченко похож на певца-бояна, который призвал русичей к единению, к дружбе, к братству.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать