x x
menu

Сочинение на тему: Чем меня привлекает фантастическая литература

После долгих лет прозябания фантастического жанра, когда его поклонники были вынуждены удовлетворяться переводными произведениями, отечественная фантастика вновь предстала во всем богатстве и разнообразии стилей и жанров. Издана социальная фантастика И.Ефремова - "Лезвие бритвы" (1963), "Час быка" (1969). Признаны и широко печатаются А. и Б. Стругацкие ("Пикник на обочине", 1972, "Жук в муравейнике", 1980) и др. Активно читаются книги А. Казанцева "Дар Каиссы" (1976), "Купол надежды" (1981). В современной русской литературе появился новый жанр ненаучной фантастики - фэнтези, ведущий свою родословную от различного вида мифов, легенд, сказок, утопий. Фэнтези, как правило, строится на антитезе - Добра и Зла, Порядка и Хаоса, Гармонии и Диссонанса: герой пускается в путешествие, сражаясь за истину и  справедливость. Классическим произведением в жанре фэнтези признана книга Дж. Р. Р. Толкиена "Властелин колец". В русской литературе этот жанр представлен книгами Ника Перумова - "Кольцо тьмы", "Летописи Хьерварда" (1994- 1995) и др., М. Семеновой - "Волкодав", "Право на поединок" (1995-1996). Интерес к фантастике особенно вырос за последние годы: издаются сборники ("Современная фантастика"), альманахи ("Завтра"), справочники ("Русская фантастика XX века в именах И лицах". - М., 1998).

После долгого перерыва вновь вернулись к читателю утопии и антиутопии - "Чевенгур" А. Платонова, "Мы" Е. Замятина, "Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии" А. Чаянова, кстати, крупного ученого-экономиста. На современном этапе жанр антиутопии пережил второе рождение - "Остров Крым" В.Аксенова, "Французская ССР" А. Гладилина, "Москва 2042" В. Войновича, "Невозвращенец" А. Кабакова и др. Интересен сборник утопий и антиутопий "Вечер в 2217 году".  Все большее место в современной литературе стали занимать притчи и мифы, легенды и сказки, содержащие в концентрированном виде вековые нравственные ценности. Они существенно расширили жанровый диапазон, обогатили представления об истинном и ложном (В. Маканин, В. Крупин, В. Каверин и др.).

Писатели обращаются к образам и сюжетам из религиозных книг, в первую очередь из Библии. Знаменитая сцена Христа и Понтия Пилата помогла М. Булгакову, Ю. Домбровскому и Ч.Айтматову разъяснить читателю нравственные ситуации, в которых оказались герои их произведений.  Возвращаются на страницы художественной литературы и "братья наши меньшие" - животные, ставшие героями произведений Г. Владимова "Верный Руслан", Ч.Айтматова "Белый пароход", "Прощай, Гульсары" и др.

Буквально воскресла из небытия сатира, заявив о себе во всех видах и жанрах литературы.  В. Пьецух написал продолжение знаменитой книги М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города", назвав его "История города Глупова в новые и новейшие времена" (1989). Вместо градоначальников в ней появились председатели горсоветов, вместо извозчиков - трамваи. Но порядки и нравы... Впрочем, Пьецуха надо читать. Удача подвигла писателя на еще одно произведение "Город Глупов в последние десять лет" (1998).

Аналогичным приемом воспользовался И. Ивановский, написав продолжение не менее знаменитой "Истории государства Российского" от Гостомысла до Тимашева А. К. Толстого. Помните?

  • Послушайте, ребята,
  • Что вам расскажет дед.
  • Земля наша богата,
  • Порядка в ней лишь нет.

Ивановский дал своему сочинению название "История государства Российского от Гостомысла до Ельцина" (1999) и использовал тот же лейтмотив:

  • Мы видим накануне,
  • Быть может, худших бед,
  • Что и свобода - втуне,
  • Когда порядка нет.
  • И в том-то вся разгадка,
  • Что власть забрал урод:
  • Себе во вред порядка
  • Он ввек не наведет.

Возобновилась и давняя традиция русской фантастически-гротесковой литературы - В. Орлов "Альтист Данилов" (1980); А. Ким "Белка" (1984), "Поселок кентавров" (1992); А. Житинский "Потерянный дом" (1987); Н. Евдокимова "Трижды величайший..." (1987) и т.д.  Обрели новую жизнь символы, возникшие за многовековую историю мировой литературы и искусства и вмещающие в себя многослойное содержание: дом ("Дом у дороги" А. Твардовского, "Пушкинский дом" А. Битова и др.), дорога ("Москва - Петушки" В. Ерофеева и др.), река ("Школа для дураков" С. Соколова и др.). Восстанавливается прерванная связь эпох, литература возвращается на круги своя.

В 1970 - 1990-е годы наблюдается процесс синтеза искусств. Взаимовлияние и взаимопроникновение музыки, живописи, литературы, кино привело к рождению авторской песни и рок-поэзии, к появлению произведений, где художественный эффект достигается слиянием рисунка и слова (видеомы А. Вознесенского, проза Н. Крестновской), возникло "новое" кино - А. Тарковский, С. Соловьев, Т. Абуладзе и др. Интересные поиски в этом направлении ведет телевидение.

Сегодня перед всеми, кто изучает и преподает русскую литературу XX в., встала непростая задача - осмыслить ее как единое эстетическое целое. Решение этой задачи осложняется общественными событиями: социальные и экономические проблемы полностью овладели вниманием общества. Переход к рыночным отношениям существенно повлиял и на ситуацию в литературных делах: фактически прекратили существование прежние Союзы писателей, решительной реорганизации подверглось издательское дело, изменилось привычное лицо "толстых" литературно-художественных журналов. Все чаще новые произведения стали появляться на страницах многочисленных альманахов - "Зеркало", "Конец века", "Арион" и др.

Сразу оговоримся, что опасность превратить разговор о литературе 1990-х годов в простую библиографическую информацию реальна и совсем избежать ее, по-видимому, не удастся. Поэтому отсутствие тех или иных писательских фамилий не следует расценивать как попытку дискриминации. Просто в том ракурсе, в каком литературные события изложены в предлагаемом пособии, им не нашлось места.  Те сложности, что возникли в литературе в начале 1990-х годов и на время снизили ее творческий потенциал, безусловно, будут преодолены и отчасти уже преодолеваются. Но полный анализ всего происшедшего за последнее десятилетие уходящего века - дело необычайно трудное, требующее временóй дистанции, дело будущего.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать