В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII столетие. В историю мировой литературы Мольер вошел как основатель «высокой комедии». Несмотря на правила, соблюдение которых было обязательным для драматургов его времени, Мольер создал художественно совершенные комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами. В основе сюжетов его комедий лежит конфликт, известный классицистам,- противостояние страстей здравому смыслу. В основе комизма - несоответствие реальных событий тома, как они воспринимаются персонажами. Эту общую комическую установку Мольер насыщает исторически достоверными персонажами, раскрывает наиболее типичные характеры.

Как художник в свое время Мольер хорошо понимал, чего нуждается в публика, и создавал пьесы, которые пользовались незаурядной популярностью. Но талант его заключается в том, что, развлекая зрителя, он его воспитывает, поворачивает к моральным ценностям. Имена многих его персонажей стали общими и означают человека, которому присущие те или другие черты. Яркий образ создает Мольер в комедии « Мещанин-Шляхтич». Главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: семью, деньги, здоровье. И Журдену захотелось выбиться в шляхтиче. Это становится его маниакальной идеей, которая наносит немало хлопоты его семье, но нравится целой груде шарлатанов, которые питаются возле него и потешаются над ним: парикмахеры, сапожнике, «учителя» этикета. Пользуется прихотью Журдена и аристократ Дорант. Он знает, что Журден влюбленный в благородную До-рімену, с которой он и сам не против пожениться. Дорант приводит Доримену в дом Журдена, где их ждет роскошный обод. От своего имени он дарит красавицы ценности, которые передал ему для Доримены Журден. Возникает комическая ситуация, герои говорят, не понимая друг друга, каждый о своем: Доримена думает, что ценности дарил Дорант, и приходит в негодование, когда Доньев преуменьшает их ценность, желая выглядеть скромным в глазах своей избранницы. Желание стать шляхтичем лишает Журдена остатков здравого смысла: он не дает согласия на брак своей дочери Люсиль из Клеонтом только потому, что тот не шляхтич. Но остроумный слуга Клеонта находит выход. Он переодевает своего хозяина турецким подножный кормом, сватает за него Люсиль, а для Журдена устраивает «посвящение в муфтии». Комедия завершается настоящим праздником веселья. герои получают то, к чему стремились: три пара влюбленных соединяются (Клеонт и Люсиль, Дорант и Доремена, Ковель и Николь), а Журден становится, хотя и химерическим, но шляхтичем. Мольера справедливо называли автором «высокой комедии». За смешными событиями комедии прячутся серьезные выводы, а комические образа становятся сатирическими. Поведение Журдена, Доранта обусловленная их положением в обществе. Журден стремится стать шляхтичем, чтобы довести всем и себе свою значимость. Но Мольер показывает, что человека нужно ценить такой, которой она есть, что каждый должен делать в жизни свое дело. Дорант - аристократ, но ничего, кроме титула, у него нет: ни денег (их он берет взаймы в Журдена), ни аристократических, приподнятых чувств. Он использует Журдена, чтобы справить на Доримену впечатление богатея. Маркиза же дает согласие на брак потому, что считает Доранта действительно тем, за кого тот себя выдает. Ее разочарование автор мудро вынес за границы комедии. В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, и он не является ручательством нравственности человека. На примере отрицательных персонажей автор показывает, что коварный, лицемерный человек может быть умным, и побеждают всегда человеческие добродетели.

Начиная из первых своих произведений Жан-Батист Поклен (сценическое имя - Мольер) опирался на народное творчество, народный юмор. И неизвестно, стал ли бы он большим драматургом, если бы не пятнадцатилетняя школа жизни, которую он прошел во время путешествования с бродячим театром. Но не следует отбрасывать и роли прекрасного образования, полученного им, которое дало возможность войти в высочайшие общественные круги и быть осведомленным во всех сферах общественной жизни. Как выходец из буржуазной среды, Мольер оставлял за собой право высмеивать его отрицательные черты, а как человек просвещен, он получил право на высмеивание недостатков дворянских кругов.

«Мещанин- дворянин» - одна из наилучших пьес драматурга. В этом произведении сатиру автора и направлено на два общественных класса. Изображая доверчивого и доброжелательного купца Журдена, автор гневно осуждает его стремление любым путем приобрести дворянские манеры. Хотя Журден и нанимает себе разных учителей, которые учат его манерам, танцам, музыканту, тем не менее остается напыщенным и грубым. Здравомыслящая жена Журдена не только не поддерживает своего мужчину, а и старается привести его на ум: «А мне так совестливо смотреть, которую ты моду завов. Собственного жилья не познать. Можно подумать, что в нас ежедневно праздник: из самого утра, только и знай, играют на скрипках, песни поют,- соседям и тем покоя нет». Но острейшее перо сатиры Мольер направил на изобличение паразитирующей знати. Талант Мольера оказался не только в написании ряда сатирических произведений, а и в создании комедии балета. Этот жанр был развит им для придворных торжественностей. Но гений драматурга оказался в объединении двух художественных жанров для показа важных общественных проблем в свое время.