x x
menu

«Слово о походе Игореве». Символически-Мифологические мотивы в произведении. Язык поэмы

Цель:   обрабатывая идейно-художественное содержание «Слова...», охарактеризовать символически-мифологические образы и выяснить их значение, исследовать фольклорные мотивы в произведении, особенности языка сказа; развивать умение анализировать идейное содержание произведения, характеризовать образы, при этом грамотно высказывать свои мысли, наблюдение; рационально использовать учебное время; формировать кругозор школьников; воспитывать у учеников чувства патриотизма героического прошлого родного края, ответственности относительно порученного дела; прививать интерес к родной земле.

тип урока:     комбинированный.

Оборудование: тест произведения, ученические рисунки «Мифологические образы в «Слове...», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

І. организационный момент

II. актуализация опорных знаний

  1. Конкурс «интеллектуал»

III. объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

IV. основное содержание урока

1.         символически-мифологические образы в «слове...», их значение

1.1.      Яркая символика в поэме (примеры).

Ворон - горе, зигзыця (кукушка) - грустная женщина, лебедь - красивая девушка; сокол - добрый молодец и т.п.

Движение половецких полков изображается в виде черных туч, которые стараются прикрыть четыре солнца (т.е. четырех князей, которые ведут русских воинов на битву с половцами).

1.2.      Беседа за вопросами:

  • Дайте определение понятием «символ», «миф». Как они между собой

связанные?

Символ (от гр. зутьоиоги) - знак, с помощью которого в литературе и искусстве осуществляется замена мыслей или понятий, которые имеют скрытое содержание.

Миф (гр. туикоз - слово, речь, пересказ) - вид фольклора: сказ, который передает верование и представление давних людей о происхождении мира и жизнь людей на земле, о явлениях природы, богов и сказочных персонажей.

  • С какой целью, по вашему мнению, автор «Слова» в произведении применяет символически-мифологические образа?
  • Каким образом данные образы влияют на общее осмысление идейно-художественного содержания произведения?

2.         Ритмика «Слова о походе Игореве»

Ритм произведения изменяется в зависимости от смысловых интонаций. Раздумьям автора, которыми начинается поэма, отвечает медленный, спокойный ритм; в строках с печальным звучанием он минорный, а тревожный залог Игоря перед бегством хорошо подчеркивается энергичным ритмом: «Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслью поля "Брит».

3.         Фольклорные мотивы в произведении

Связь «Слова...» с фольклором оказывается, прежде всего в его народности. Ведущие идеи произведения созвучные мыслям, стремлениям и расположениям духа народных масс, он преисполнен призывов к защите страны, к единству, к мирной работе, и все это идет от народа, от его гуманизма и патриотизма. Автор сумел творчески использовать поэтическую образность, фольклор в оценке тех или других событий и явлений.

В поэме ощущается использование двух фольклорных жанров: «плача» и песенных прославлений - «слал».

4.         Язык поэмы

Язык первого художественного произведения древнерусской литературы заслуживает особого внимания как образец русского литературного языка ХII ст.

Наиболее распространенное художественное содержание в произведении - это эпитет. Так, эпитет большой в разных значениях и грамматических формах находим в «Слове» 18 раз, храбрый - 16, золотой - 16, кровавый - 5 и т.д. Чаще всего употребляемые эпитеты на обозначение цветов: черлёный, черный, серебряный и т.п. Данные эпитеты составляют звуковую материю слова, подчеркивая его эмоциональное звучание.

Так, эпитет большой часто выступает как постоянный к названию реки Дон: «галки стадами бегут к Дону большому». Тем не менее, в других случаях этот эпитет используется для характеристики величия виднейших русских князей: «...давний большой Ярослав»; «Тогда большой Святослав уронил золотое слово».

Эпитет золото не только оказывает содействие воспроизведению обстановки богатого княжеского быта, а и предоставляет авторскому стилю приподнятого торжественного звучания.

Сравнение в «Слове о походе Игореве» менее многочисленные, чем другие словесно -художественные средства. Большинство из них непосредственно смыкают с метафорой, почти неотделимые от нее. Так называемые прямые сравнения «Слова» также очень лаконичные. Все они очень выразительные, основываются на глубоких наблюдениях и глубоких сопоставлениях. Всеволодовые воины - куряни скачут, «как те серые волки в поле»; половецкие телеги скрипят в полночь, «будто лебеди вспугнуты». Святослав схватил в плен Кобяка из железных половецких полков, «яко вихре».

Временами сравнения разворачиваются в большую картину, как, например, сравнение кровавого боя с засевом, со свадебным банкетом, с молотьбой.

«Черная земля под копытами костями была засеяна, а кровью политая и тугой сошел (этот засев) на Русской земле».

Метафоры в произведении - свидетельство о чрезвычайно высокой художественной культуре автора. Именно они большой мерой предопределяют тот исключительный художественный динамизм, который дает нам право сопоставлять «Слово» с музыкальной симфонией.

Трижды встречается в «Слове...» очень вместительная и выразительная метафора «крамолу ковать». На Движении издавна умели кукованием обрабатывать металл, и название этого производственного процесса, естественно, здесь положенная в основу метафоры, тем не менее, богатство содержания этого словесно - художественного образа достигается символическим значением существительного меч. В те времена меч был символом власти, войны. Нередко он выступал как символ всего русского народа. Меч считался священной вещью. Вот почему выражение «крамолу куёт» преисполненный глубокого, возможно, по-настоящему понятного лишь для современников осуждения. «Ибо Олег мечом крамолу ковал». Одним из любимейший разновидностей метафоры для автора «Слова о походе Игореве» есть персонификация. Так, персонифицированной в поэме выступает природа. Автор наделяет ее всеми чертами живого существа. Она у него радуется, щурится, беспокоится, страдает, преисполненная тех самых чувств, что и люди.

Риторически-Разделочную функцию в «Слове...» выполняют немногочисленные перифразы. Они предоставляют языку фигуральности, а, кроме того, за их помощью автор избегал повторов там, где считал это за нужное. Перифраз «дети бесу» употребляется на определение половцев, русский народ автор называет Даждьбожим внуком, Русскую землю - Розовой землей и т.п..

Ораторскую публицистическую направленность его языка усиливают афористические выражения. К афоризмам «Слова...» нужно отнести такие выражения: «Лучше же бы помятым быть, чем плененным быть», «Хоть и тяжело той голове быть без плеч - плохо и телу без главы».

Итак, рассмотрев художественные особенности поэмы «Слово о походе Игорев», мы можем указать, что это произведение есть величайшей художественной памяткой древнерусского писательства, одним из самых совершенных художественных произведений мировой литературы.

5. Дальнейшая работа над обработкой идейно-художественного содержания поэмы

  • С какой целью Святослав «уронив золотое слово»? Ком оно было предназначено?
  • За что Святослав упрекал своим сыновьям? («Рано ести начали Половецкую землю мечами разить, а себе славы искать. И без чести одолели, без чести - так как кровь поганую вы пролили. Ваши храбрые сердца в жестоком харалузе скованные, а в смелости сплоченные »)
  • Чему Святослав вспомнил своего брата Ярослава?
  • Как автор характеризует Игоря и Всеволода, которые сказали: «Мужаемся, сами - славу прошлую сами возьмем и грядущую мы сами поделим!».
  • О каких достижениях Всеволода говорит Святослав? («Чуть ли не ваши золоченные шлемы по крови плавали? Чуть ли не ваша храбрая жена прыгает, яко туры, раненные саблями закаленными на поле незнакомом ?»)
  • С какой просьбой отец Игоря и Всеволода обратился к галичскому Осмомысла Ярослава? («Стреляй, хозяину, Кончака, раба плохого, за землю Русскую, за раны Игорю...»)
  • В каких словах Святослава прослеживается сумм за своим сыном и его войском? («...Игорю померк солнца мир, а дерево поранило листву не с добра... А Игорево войско храброе не воскресить!»)
  • В чем усматривает автор трагедию русичей и силу половецкой? За что он упрекает всех внуков Всеслава? («Вы бы своими крамолами начали приводить плохих на землю Русскую, на добро Всеслава. Из раздора и явилось насилие от земли Половецкой!»)
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать