«Слово о походе Игореве». Образы русских князей в произведении. Сквозная идея патриотизма

Ход урока

І. организационный момент

II. мотивация учебной деятельности

III. основное содержание урока

1. Образы русских князей в произведении

1.1. Князь Игорь.

1.1.1. Автор о своем герое.

В «Слове о походе Игореве» богато-идейное содержание передано с помощью системы ярких художественных образов. Среди них более всего внимания уделено князю Игорю.

Игорь Святославович для автора является воплощением княжеских доблестей. Он мужественный, преисполненный «ратного дух». Жадность «испить шлемом Дона», чувство воинской чести оттесняют страшное увещевание - затемнение солнца. Настоящий рыцарь, он игнорирует нехорошие приметы, считает, что лучше умереть от меча, чем попасть в плен.

Когда Игорь с братом и его женой - «курянами» и другими князьями выступили в поход, через несколько дней произошло солнечное затемнение: «...и вид вот него тьмой вся своя воя прикрыты». В давние времена это лихая примета, которая провещало что-то нехорошо. Но же затемнений, можно сказать, было... два! Одно на небе, второе... в голове Игоря: «Спал князь ум похоти и жалость Ему знамение заступи скусить Дона большого». Князю самому захотелось разбить половцев, ум уступил желанию.

Игорь молодой, горячий, отважный, но неосмотрительный. Он смело ведет на врага свои полки, не считаясь со страшные увещевания. У таких людей сильный ум проиграет в борьбе с желаниями. Вообще или была эта борьба - ума и желания, борьба, без которой духовная основа образа под вопросом? Можно думать - была. Описывая первую победу Игоря над половцами, автор в подчеркнуто гиперболических чертах показывает ее результаты: русские воины захватили столько добычи, которая дорогими тканями и одеждой мостили болота. А Игорь из этой добычи взял для себя только боевые знаки врага.

Высокое благородство Игорь обнаруживает во время решающей битвы, когда он в разжигании боя «заворачивает» полки на помощь брату Всеволоду, который тоже выступает рыцарем.

Автор обнаруживает к Игорю любовь и симпатию, называет его соколом, солнцем. Когда Игорь потерпел поражение, печалится вся природа, вся Русь. Рассказывая о бегстве и возвращении Игоря из плена, автор особенно выразительно обнаруживает свое сочувствие к нему. В произведении контрастно сталкиваются две антагонистических силы, которые оказываются в разных образах: Игорь - это «свет светлый», а Кончак «чёрный ворон»; накануне битвы «чёрные тучи с моря идут, хотят покрыть 4 солнца». Зато, когда Игорь поворачивается на Русь; снова «солнце светится на небеси».

И все же в изображении Игоря оказывается двойственность. Сочувствуя им, гордясь их мужеством, грустя по поводу неудач, автор вместе с тем осуждает эгоистическую узко местную политику этого князя, междоусобицы, которые подрывали мощь родины, ее благополучие: «Сие мое, а то мое же». Именно эта феодальная формула раздробленности лежит в основе поведения и характера Игоря: она привела его к тому, что он пересел из княжеского седла в седло рабское, потерял войско, и тогда застонал «Киев тугой, а Чернигов напасть ми» и «тоска разлилась по Русской земле».

Неудачный поход Игоря объясняется не столько его личными качествами, сколько исторической обстановкой, в частности господствующими к тому времени предрассудками феодального общества. По словам Д. С. Лихачова, «...сам по себе Игорь Святославович не плохой и не хороший: скорее хороший чем плохой, но его поступки нечисти и это потому, что над ним тяготеют предрассудки феодального общества и ошибочные взгляды эпохи... Игорь Святославович - сын эпохи. Это «средний» князь в свое время: хороший, мужественный, он в определенной мере любит отчизну, но безрассудный и недальновидный, больше беспокоится о своей чести, чем о чести отчизны». Горькое поражение Игоря - это расплата за его эгоизм и самоуверенность.

Нарекание Игорю есть не только в «золотом слове» Святослава. Все изложение событий построено так, чтобы подчеркнуть неразумную политику новгород-северского князя, выяснить причины его неудачи, которые состоят в княжеских междоусобицы.

«Каждый человек имеет как положительные, так и отрицательные черты характера. Учитывая это, автор «Слова...» изобразил князя Игоря не как человека-идеал, а как обычный человека - с ее мужеством, бесстрашием и с жизненными недостатками одновременно. Именно этим привлекает и автора, и читателей.

1.1.2.   Ориентированный план относительно характеристики образа князя Игоря.

1)         Игорь Святославович - главный герой древнейшей памятки древнерусской литературы.

2)         Портрет и внешность героя

3)         Черты характера князя: а) мужество и отвага; б) решительность и изобретательность; в) гордость и эгоизм; г) самоуверенность и честолюбие.

4)         Поведение Игоря во время:

а) предостережений природы; б) боя; в) пребывание в плену.

5)         Князь Игорь - олицетворение эпохи в свое время.

1.1.3.   Игра «Свободный микрофон».

Ученики сжато высказывают собственную мысль, отвечая на вопрос: «Князь Игорь - положительный или отрицательный персонаж»?

1.1.4.   Применяя прием «домино», охарактеризовать положительные и

отрицательные черты Игоря Святославовича, после чего сделать вывод.

1.1.5. Беседа за вопросами.

  • При каких обстоятельствах вы впервые знакомитесь с князем Игорем? Какие ваши первые впечатления от этого персонажа?
  • Как к Игорю относится его военная жена?
  • Чем руководствуется герой, отправляясь в поход?
  • Почему князя не пугает затемнения солнца?
  • Каким образом оказывается благородство Игоря во время боя?
  • Как держится герой в плену?
  • Исследуйте, как относится к своему герою автор «Слова...»
  • С чем связанное поражение князя Игоря? Не свидетельствует ли это о неумелом ведении военного дела героем?
  • В чем заключается воспитательное значение этого образа?

1.2. Князь Всеволод.

В «Слове...» отводится также большое место изображению поступков Всеволода - брата Игоря. Автор явным образом симпатизирует герою, видит в нем смелого воина, способного постоять за родную землю.

Всеволод - рыцарь к былинному богатырю. Как и к Игорю, к Всеволоду обнаруживает двойственность. Поднимая его мужество, изобретательность, благородство, в тот же время осуждает за безрассудность, неосмотрительность, эгоизм.

1.3.      Князь Святослав.

Важное место в «Слове...» занимает образ киевского князя Святослава. Он зарисовывается как глава всего Русского государства, который беспокоится об общерусских интересах. Это не только мудрый государственный деятель и организатор эффективной защиты Отчизны, и талантливый военачальник, который в 1184 году сумел объединить Русь силы и разгромить половецкое войско. Слава об этой победе вышла далеко за границы Движении.

Автор «Слова...» всячески идеализирует Святослава, окружает его ореолом славы, хотя на самом деле он не пользовался особым авторитетом на Движении. Высоко поднимая Святослава Киевского, превращая его на чтимого патрона всех русских князей, поэт изображает его как основного выразителя общерусского единства, как воплощение идеи необходимости общих действий против половцев. Эта патриотичная идея нашла сильнейшее проявление в «золотом слове» Святослава. Упрекая Игорю и Всеволоду за их необдуманный поступок, Святослав грустит по поводу их поражения, которое нанесло много горя всей Русской земле, жалуется на то, что князья не хотят помогать ему в большом деле защиты родной земли.

1.4.      Образы других русских князей в «Слове...».

Здесь нельзя не обратить внимания на то, что они охарактеризованы хотя и сжало, но каждый по-своему. Важно также указать, что в этих образах (Роман Волынский, Рюрик Ростиславович, Всеволод Владимиро-Суздальский, Ярослав Осмомисл Галичский и прочие) автор «Слова...» подчеркивает больше их положительные черты, чем отрицательные. Он гиперболизирует военные подвиги русских князів, их могущество и славу. Каждый из них имеет много воинов и оружия, так Всеволод Суздальский может Волгу веслами розкропити, а Дон шлемом выпить, Ярослав Осмисл, отец Ярославни, более сильный от венгерского короля. В этой гиперболизации автор передает свои мечты о сильной власти на Движении, о необходимости общей защиты Русской земли.

2. Работа над текстом произведения. Беседа за вопросами:

  • Как среагировал Игорь на сложную ситуацию, в которой оказался его брат Всеволод? (Игорь полки заворачивает: Жаль -Так как ему милого брата Всеволода)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент