x x
menu

«Слово о походе игореве». Древнерусская жемчужина эпоса

Цель:   ознакомить школьников с древнерусской жемчужиной эпоса «Слово о походе Игореве», выяснить историческую основу произведения, идейно-тематическое направление, жанр, особенности композиции, обработать вопрос авторства «Слова»; развивать внимание, наблюдательность, культуру связной речи, умение грамотно излагать свои мысли, взвешено их обосновываться; формировать кругозор, мировоззрение школьников; вызвать у учеников гордость за знаменитое прошлое родного края, высокий уровень давней культуры; прививать уважение к творцам героического эпоса.

тип урока:      усвоение новых знаний.

Оборудование: мини-выставка «Выдающиеся памятки древнерусской литературы», текст «Слова...», ученические рисунки к произведению, исторические материалы к написанию «Слова...», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

I.          Организационный момент

II.        Актуализация опорных знаний. Беседа за вопросами

  • Что вам известно об учреждении Киева? Которая об это есть легенда?
  • В каких произведениях художественная литература описана о прошлом нашего народа. (А. Лотоцкий, « Михаил-Семилеток»; О. Олесь, «Княжеская Украина»; М. Вороной, «Евшан-зелье»; А. Чайковский, «За сестрой»; И. Франко, «Захар Беркут»...)
  • Дайте определение летописи как литературному жанру В чем было назначение летописцев?
  • Кто такой Нестор Летописец? За что его уважают украинцы?
  • Припомните важные исторические события времен Киевской Движении. Чем они запомнились?

III. объявление темы, цели урока. мотивация учебной деятельности школьников

IV. восприятие и усвоение учениками учебного материала

1.         Вступительное слово учителя

1.1.      Художники древнерусской эпохи.

Писатели давней литературы были активными деятелями своей эпохи, большинство из них своей неутомимой работой над словом, своим высоким идейным горением создавали крепкие предпосылки для развития украинской литературы ХІХ и ХХ ст. Они были борцами, просветителями, проводниками, мечтателями, любили прекрасное, мечтали об усовершенствовании человека, общества и мира. Их произведения донесли к нам дыхание столетий, глубокие патриотичные чувства, героическую борьбу за «вольность» и правду, живой интерес к повседневной жизни, его проблемам. И нам нужно помнить о них, знать об их большом вкладе в наше настоящее, в нашу литературу. (Обращается внимание на «Выдающиеся памятки древнерусской литературы»).

1.2.      Особенности развития давней украинской литературы:

а)         она была рукописной, ее памятки в большей части не имели стойкого текста;

б)         не развило еще чувство авторского свойства, тексты многих произведений не сохранили ни имени их авторов, ни дат написания;

в)         литература эта большой мерой была связана с церковью, с историческими событиями, с теми или другими историческими лицами.

Итак, сегодня мы познакомимся с величайшей памяткой древнерусской литературы «Слово о походе Игореве».

2.         Обработка произведения «Слово о походе Игореве»

2.1. Историческая основа «Слова».

Киевская Русь начала раздробляться на отдельные княжества, которые враждовали между собой, велели братоубийственные войны за территории соседей. Древнерусское государство потеряло свое бывшее могущество. Именно поэтому на последнюю четверть ХII ст. приходится увеличение нападений половецких ханов на Русь. Вина частично ложится на самых князей, которые приглашали врагов русского народа для сведения счетов с соперниками.

Несогласия между князьями, почти беспрерывные междоусобицы все глубже проникали в ее границе, неоднократно угрожая даже Киеву. Русский народ требовал от князей, чтобы они прекратили свои распри и объединились для борьбы против половцев.

23 апреля 1185 г. князь Игорь выступил в поход. Вместе с ним пошли также его сыновья Владимир, который княжил в Путивле, и племянник Святослав Ольгович. По дороге к ним присоединился и четвертый участник похода - брат Игоря Всеволод, князь трубчевский.

Сначала они одержали победу над половцами и захватили их башни (палатки, кибитки), потом половцы одержали победу и ринулись на Русь, князь Игорь попал в плен.

О подлинности «Слова...» свидетельствует также найденная в 1852 году поэтическая повесть ХIV ст. «Задонщина», какая посвященная событиям Шараковськой битвы.

Таким образом, историческую основу «Слова...» представляют (ученике фиксируют в тетрадь»):

1.         Феодальное раздробление Движения конца ХII ст.

2.         Усиление половецкой опасности в 70-х г. ХII ст.

3.         Вражда между Ольговичем и мономаховичей как одна из причин послабления государства.

4.         Разгром половцев Святославом Киевским при содействии других князей (1184 г.).

2.2.      Тема: изображение Киевского Движения во второй половине ХII ст.., похода князя Игоря и его неудачных следствий.

2.3.      Идея: призыв к единству князей, поскольку их вражда между собой способствует послаблению государства, осуждение между княжеских усобиц.

2.4.      Основная мысль: только в единстве - сил; «золотое слово» - любовь к Родине, сохранению ее единства.

2.5.      Жанр. Слово - это торжественный ораторский язык, но «Слово...» - это не только

ораторский язык, но, вместе с тем, и поэтический рассказ о событиях.

Наблюдение над стилем «Слова...», что объединяет черты поэтики книжной и поэтики фольклора, должны сделать вывод об особой жанровой природе «Слова».

Сам автор называет свое произведение то словом, то песней, то повестью. И. П. Ерёмин доказывал, что «Слово о походе Игореве» - это именно «слово», т.е. произведение, призывно обращенный к людям, что это не просто повесть. А нам кажется, что это также воинская повесть, со своим особым, ясно выраженным стилем.

За всеми признаками, перед нами - героический эпос, хотя в нем нет развернутого поэтического сюжета. Конечно, рассказ есть, но она короткая и отрывистая. ЕСТЬ и картины битвы - в нескольких строках. Переносится действие со степи в Киев, где великому князю Святославу снится тревожный сон.

Таким образом, по своему жанру «Слово...» - лиро-эпическая поэма.

2.6.      Авторство «Слова...». Первым, кто нашел «Слово...», был О. И. Мусин-Пушкина. Вопрос авторства - дискуссионный вопрос современности. Вероятно, это неизвестный украинский поэт из тех времен, вероятно, какой-либо рыцарь, который был в Игоревой жене.

2.7.      Композиция. Поэма служит одним из важных средств раскрытия идейного замысла автора.

Поэт не старается, подобно летописцу, дать последовательное описание похода Игоря, а фиксирует лишь самые драматические его моменты.

Он рисует картины современного ему политической жизни государства и героические эпизоды его недавнего и далекого прошлого.

Поэтический план «Слова...» делится на три основных части.

1)         Посвященная событиям Игорева похода и следствиям поражения;

2)         Святославу Киевскому как оборонцу Русской земли;

3)         Возвращение Игоря из плена. Экспозиция: подготовка Игоря с женой князей к военному походу, зловещие знаки.

Завязка: бой с печенегами.

Кульминация: поражение русской жены; Игорь, Всеволод. Владимир, Святослав попали в плен.

Развязка: бегство Игоря из половецкой неволи.

2.8.      Идейно-художественное содержание произведения.

Как только к Игорю приобщился брат Буй-Тур Всеволод со своими храбрыми воинами, тогда тронулись они в степи. И на небе показались зловещие знаки, которые их поэт считает за гадание несчастья. Солнце затемнилось, поднялась буря, войско начало беспокоиться. Но Игорь стал перед войском и позвал громко:

- Братья! Лучше згнуть в походе, чем заворачиваться себе на стыд! Идём вплоть до Дона, чтобы шлем воды из него зачерпнуть, или копия (копье) сломить и умереть.

И тронулись дальше. До рассвета стали над рекой Каялой, что впадает к Азовское море (теперь эта река носит название Калмижа) выстроились в ряды и загородили степь красными щитами, будто муром.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать