x x
menu

Сказки Салтыкова-Щедрина

30-е годы XIX столетия - одна из самых тяжелых страниц в истории России. Революционное движение было разгромлено, реакционные силы праздновали свою победу, либеральная и народническая интеллигенция трусливо заискивала перед властями. Салтыкову-Щедрину стало все труднее удерживать знамя революционной демократии. В 1884 году были закрыты «Отечественные записки» - единственный орган, проводивший последовательную демократическую линию. Щедрину пришлось обращаться со своими произведениями в редакции либеральных журналов, политика которых была чужда и противна ему- Великий сатирик не отступает и не отказывается от борьбы. В эти годы (1880-1886) Щедрин создает большую часть своих сказок - своеобразных литературных произведений, в которых, благодаря высшему совершенству - эзоповской манеры, он смог проводить через цензуру самую резкую критику самодержавия, господствующих классов и трусливого либерализма.

Всего Щедриным написано 32 сказки, отразившие существенные стороны жизни пореформенной России. Сказки проникнуты общей идеей непримиримости интересов народа и эксплуататоров, невозможности мира между хищниками и их жертвами, необходимости активной борьбы против общественного зла. Сказки ставили своей целью пробуждение самосознания в угнетенных массах, воспитание борцов против существующего порядка. Идея классовой непримиримости и необходимости революционной борьбы наиболее ярко выражена в сказках «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Ворон-челобитчик», «Карась-идеалист» и «Бедный волк». Первые три из них не были разрешены цензурой к печати и при жизни автора появились только в нелегальных изданиях. В сказках _ «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц» и других сатирик высмеял стремления обывателей уклониться от классовой борьбы или умилостивить хищников своей холопской преданностью. Убийственная критика паразитизма господствующих классов дана в сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик», написанных в 1869 году.

«Медведь на воеводстве» Тема сказки самодержавие. Царская Россия - это дремучий лес, в котором постоянно раздаются победные крики хищников и вопли их жертв. Продолжив идею «Помпадуров и помпадурш» и «Истории одного города», сатирик , в поведении верховного правителя - льва и губернаторов-медведей отразил методы самодержавного администрирования.

В сказке описано правление трех губернаторов Топтыгиных. Топтыгин 1-й мечтал войти в историю совершением крупных злодейств, но с первого же шага осрамил себя, съев чижика. И не по злобе он это сделал, а просто так: взял и съел. Он и «кровопролитиев» желал не потому, что был какой-нибудь отчаянный злодей. «...Он, собственно говоря, не был "зол, а так, скотина». Ему хотелось «во что бы то ни стало на скрижали истории попасть», и ради этого он «всему на свете предпочитал. блеск  кровопролитий». Топтыгин 1-й - это «средний», наиболее распространенный тип царских администраторов: по природе не злых, но совершающих злодейства только для того, чтобы «прославиться». С этого «среднего» типа Щедрин и начинает свою сказку. Затем он рассматривает два крайних случая.

Топтыгин  2-й - злодей  по  натуре.   Отправляясь  на воеводство, он тщательно продумал задачи своей административной деятельности и решил начать с уничтожения всех видов просвещения. Но оказалось, что в лесной трущобе (т. е. в России) уже до него разорили типографию; сожгли печатный станок, университет в полном составе отдали в солдаты, академиков заточили в дупло и оставили только цензурное ведомство.

«И, таким образом, лесные мужики жили, не зная ни прошедшего, ни настоящего и не заглядывая в будущее». «Нечего делать, потужил Топтыгин 2-й, но в уныние не впал. «Коли душу у них, мерзавцев, за неимением, погубить нельзя, сказал он себе: - стало быть, прямо за шкуру приниматься надо!» Но когда он начал разбойничать, сбежались мужики и поддели его на рогатину. Топтыгин 3-й был умнее первых двух и додумался до того, что не нужно нарушать заведенный исстари порядок. Поэтому он залез в берлогу и выходил из нее «только для получения присвоенного содержания». А в это время в лесу продолжались «натуральные» злодейства, т. е. хищники драли шкуру с лесного народа. Правление Топтыгина  3-го было самым успешным: «Лев не оставил его милостью. Сначала произвел в подполковники, потом в полковники...», но в конце концов мужики расправились и-с ним.

Таким образом, сказка приводила к мысли, что, какими бы ни были по своим личным качествам царские администраторы - злыми, как Топтыгин 2-й, либеральными, как Топтыгин 3-й, или «так, скотиной», как Топтыгин 1-й,-все они вредны и должны быть уничтожены.

В сказке «Орел-меценат» один орел решил в своем именье «золотой век» просвещения ввести. «С ворон определили новый налог, под названием «просветительного» ; для молодых соколят и ястребят устроили кадетские корпуса; для сов, филинов и сычей - академию де сиянс, да кстати уж и воронятам купили по экземпляру азбуки-копейки». Но через месяц просвещение надоело орлу и «прекратило течение свое». Ученого дятла заточили в дупло, разгромили «академию де сиянс», «отобрали у воронят азбуку-копейку, истолкли оную в ступе и из полученной массы наделали игральных карт».

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин переносит генералов на необитаемый остров. На. острове, богатом и птицей, и рыбой, и плодами, они умерли бы голодной смертью, если б не нашли честного, доброго, сметливого и умного мужика. Мужик и яблок нарвал, и картофель из земли выкопал, и огонь развел, и досыта накормил генералов. «...Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые». А когда генералы соскучились, мужик построил лодку и отвез их в Петербург. А так как пенсия генералам все время шла, то они «сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать!

Однако и об мужике не забыли, выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» - насмешливо заключает сказку автор.

Бесконечное   ограбление   народа   подрывает  основу существования самого дворянства. «Герой» сказки «Дикий помещик», живущий трудом, крестьян, презирает их, он недоволен тем, что «очень уж много развелось в нашем царстве мужика!» Стал он мужиков штрафами изводить. «Сократил он их так, что некуда носа высунуть; куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да не ваше!» А когда он всех мужиков извел так, что покинули они владения помещика, то и поместье его в запустенье пришло, и сам помещик одичал. Так бы и жил помещик диким зверем, и никого бы это не беспокоило, но начальство было озабочено тем, что с исчезновением мужиков в казну перестали подати поступать. Поэтому решили: «мужика изловить и водворить, а глупому помещику внушить, дабы он... поступлению в казначейство податей препятствия не чинил».

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать