Цель: систематизировать и обобщить изученный учениками материал по теории литературы; развивать концентрацию внимания, логическое мышление, память, умение рационально распределять время на уроке; воспитывать ответственность за свои поступки.
Тип урока: нестандартный урок-игра «Литературный Олимп».
Ход урока.
I. Организационный этап.
Четкий инструктаж учителя относительно проведения урока. Ученики объединяются в две группы, равноценные творческим, научным и коммуникативным потенциалом, которые на протяжении урока в форме соревнования должны доказать глубокие знания по теории литературы за весь курс 5 класса.
II. Игра «Литературный Олимп».
Этап первый «Разминка».
Одна группа называет произведение, другая - его автора.
Этап второй «Кто быстрее закончит предложение».
1) Литература — это … (вид искусства).
2) Произведения художественной литературы отображают мир в … (художественных образах).
3) Отличают три рода литературы … (лирика, эпос, драма).
4) Люди, изображенные в произведениях, называются … (действующими лицами, персонажами, героями).
5) Фольклор — это … (устное народное творчество).
6) Народный рассказ о необыкновенных, временами фантастических событиях называется … (сказкой).
7) Прозаический народный рассказ о каком-то событии называется … (пересказом).
Прозаический народный рассказ о каком-то необыкновенном фантастическом событии называется … (легендой).
9) Произнесение важного слова в языковом такте с большей силой голоса называется … (логическое ударение).
10) Один из видов устного народного творчества, в котором в чрезвычайно краткой форме излагается поучительная мысль, называется … (пословицей).
11) Образное выражение, которое сжато и метко определяет какое-то понятие, называется … (поговоркой).
12) Небольшое по объему произведение, в котором в скрытой форме описывается задуманный предмет, который нужно отгадать, называется … (загадкой).
13) Скорость выразительного чтения или речи называется … (темпом).
14) Произведение, созданное автором, называется … (авторским).
15) Существуют две формы языка — … (прозаическая и стихотворная).
16) Высказывание персонажей в художественном произведении называется … (языком действующих лиц).
17) Средства образности в художественном произведении называются … (тропами).
18) Художественное средство, с помощью которого один предмет сопоставляются с другим, чем-то на него похожим, называется … (сравнением).
19) Художественное определение называется … (эпитетом).
20) Художественное перенесение признаков с одного предмета на другой называется … (метафорой).
21) «Оживление природы» — это … (персонификация).
22) Описание природы в художественном произведении называется … (пейзажем).
23) Описание внешности действующего лица в художественном произведении называется … (портрет).
Этап третий «Интеллектуальный футбол».
Условия игры: каждая группа делится на две части - «защитников» и «нападающих». Нападающий должен бросать мяч-вопрос конкретному защитнику из противоположной команды. При условии, если защитник не может ответить, он имеет право передать мяч вратарю (как правило, в роли вратаря выступает лидер команды). Если и вратарь не в силах ответить, команде засчитывается гол. Вопросы должны углубить знания, продемонстрированные на предыдущем туре игры. Например: «Чем отличается сказка от легенды или пересказа?».
Этап четвертый «Докажи свои знания».
Сделать анализ художественного произведения по схеме:
- Род литературы, к которому принадлежит произведение.
- Жанр (вид) произведения.
- Тема произведения.
- Идея произведения.
- Художественные средства в произведении.
Названия произведений выбираются учениками жеребьевкой из сундучка.
Этап пятый «Конкурс капитанов команд».
Импровизированный устный рассказ на тему «Мое любимое произведение».
III. Итог игры, оценивание работы учеников на уроке.
- IV. Домашняя задача.
Написать произведение на тему: «Мои любимые герои литературных произведений».