Цель:           систематизировать и обобщить изученный учениками материал по теории литературы; развивать концентрацию внимания, логическое мышление, память, умение рационально распределять время на уроке; воспитывать ответственность за свои поступки.

Тип урока:      нестандартный урок-игра «Литературный Олимп».

Ход урока.

I.        Организационный этап.

Четкий инструктаж учителя относительно проведения урока. Ученики объединяются в две группы, равноценные творческим, научным и коммуникативным потенциалом, которые на протяжении урока в форме соревнования должны доказать глубокие знания по теории литературы за весь курс 5 класса.

II.        Игра «Литературный Олимп».

Этап первый «Разминка».

Одна группа называет произведение, другая - его автора.

Этап второй «Кто быстрее закончит предложение».

1)   Литература — это … (вид искусства).

2) Произведения художественной литературы отображают мир в … (художественных образах).

3)   Отличают три рода литературы … (лирика, эпос, драма).

4) Люди, изображенные в произведениях, называются … (действующими лицами, персонажами, героями).

5)   Фольклор — это … (устное народное творчество).

6)   Народный рассказ о необыкновенных, временами фантастических событиях называется … (сказкой).

7)   Прозаический народный рассказ о каком-то событии называется … (пересказом).

 

8) Прозаический народный рассказ о каком-то необыкновенном фантастическом событии называется … (легендой).

9) Произнесение важного слова в языковом такте с большей силой голоса называется … (логическое ударение).

 

10) Один из видов устного народного творчества, в котором в чрезвычайно краткой форме излагается поучительная мысль, называется … (пословицей).

11) Образное выражение, которое сжато и метко определяет какое-то понятие, называется … (поговоркой).

12) Небольшое по объему произведение, в котором в скрытой форме описывается задуманный предмет, который нужно отгадать, называется … (загадкой).

13) Скорость выразительного чтения или речи называется … (темпом).

14) Произведение, созданное автором, называется … (авторским).

15) Существуют две формы языка — … (прозаическая и стихотворная).

16) Высказывание персонажей в художественном произведении называется … (языком действующих лиц).

17) Средства образности в художественном произведении называются … (тропами).

18) Художественное средство, с помощью которого один предмет сопоставляются с другим, чем-то на него похожим, называется … (сравнением).

19) Художественное определение называется … (эпитетом).

20) Художественное перенесение признаков с одного предмета на другой называется … (метафорой).

21) «Оживление природы» — это … (персонификация).

22) Описание природы в художественном произведении называется … (пейзажем).

23) Описание внешности действующего лица в художественном произведении называется … (портрет).

Этап третий «Интеллектуальный футбол».

Условия игры: каждая группа делится на две части - «защитников» и «нападающих». Нападающий должен бросать мяч-вопрос конкретному защитнику из противоположной команды. При условии, если защитник не может ответить, он имеет право передать мяч вратарю (как правило, в роли вратаря выступает лидер команды). Если и вратарь не в силах ответить, команде засчитывается гол. Вопросы должны углубить знания, продемонстрированные на предыдущем туре игры. Например: «Чем отличается сказка от легенды или пересказа?».

 

Этап четвертый «Докажи свои знания».

Сделать анализ художественного произведения по схеме:

  1. Род литературы, к которому принадлежит произведение.
  2. Жанр (вид) произведения.
  3. Тема произведения.
  4. Идея произведения.
  5. Художественные средства в произведении.

Названия произведений выбираются учениками жеребьевкой из сундучка.

Этап пятый «Конкурс капитанов команд».

Импровизированный устный рассказ на тему «Мое любимое произведение».

III.  Итог игры, оценивание работы учеников на уроке. 

  1. IV.    Домашняя задача. 

Написать произведение на тему: «Мои любимые герои литературных произведений».