x x
menu

Сила женского характера в рассказе «Песчаная учительница»

А. Платонов - один из самых ярких и своеобразных прозаиков XX века, его судьба и судьба его произведений была трудной и даже трагической. Уже в первых произведениях он заявил о себе как о зрелом и оригинальном мастере художественной прозы, значительной по теме, глубокой в обрисовке человеческих характеров, чуткой и внимательной к нравственному миру человека. Одним из лучших произведений писателя является рассказ «Песчаная учительница». Героиня рассказа - самая обыкновенная девушка Мария Нарышкина. Однако одно ее качество писатель подчеркивает с самого начала - ее силу, причем и физическую, и духойную. Вот описание внешности героини: «Это был молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами». Юность у нее тоже самая обыкновенная, то есть трудная, ведь в юности, как пишет А. Платонов, «лопаются почки в молодой груди и распускается женственность, сознание и рождается идея жизни». В юности пережила Мария «любовь и жажду самоубийства», и это укрепило ее духовные силы.

После окончания педагогических курсов Мария едет в село Хомутово работать учительницей. Первое, с чем она сталкивается еще по дороге в село, это песчаная буря: «...солнце меркло от густой желтоватой лессовой пыли и ветер с шипением гнал потоки стонущего песка. Чем сильнее становится ветер, тем гуще дымятся верхушки барханов, воздух наполняется песком и становится непрозрачным».

Такое зрелище должно бы подавить юную девушку, заставить задуматься о тех трудностях, которые ожидают ее в пустыне, а возможно, даже вернуться домой.

Однако ничего подобного не происходит. И в дальнейшем не смущают ее трудности. Более того, она сочувствует бедности крестьян, понимает, что их борьба с песками - не только тяжкий, но и ненужный труд, что при такой жизни крестьянским детям совсем не нужна школа. Перед ней встает два вопроса: как изменить жизнь крестьян к лучшему и как привлечь детей в школу? В решении этих вопросов Мария проявляет незаурядную силу логического мышления, найдя выход простой, как все гениальное: «в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пески в живую землю». И Марии удается добиться этого, хотя и ценой больших усилий. Она сама преподаетв школе «песчаное дело», организует крестьян на борьбу с песками. И вот результат: «И уже через год Хомутова было не узнать. Шелюговые посадки защитными полосами звенели вокруг орошаемых огородов, длинными, лентами окружили Хомутово со стороны ветров пустыни и зауютили неприветливые усадьбы». Появляется у крестьян достаток, легче становится их жизнь.

Силу характера проявляет Мария при столкновении с кочевниками. Когда их скот потравил все посадки зелени и уничтожил все колодцы, она смело идет к вождю кочевников, обвиняет его: «Мы работали три года, а вы стравили посадки в трое суток». В конце концов она решает отказаться от личного счастья, вообще от личной жизни и посвятить себя борьбе с пустыней и обещает губернскому начальнику: «Постараюсь приехать к вам через пятьдесят лет старушкой... Приеду не по песку, а по лесной дороге».

В своих рассказах А. Платонов не только решал «вечные» вопросы, но и откликался на злобу дня. Как он пишет в одной статье, его главным творческим устремлением было «находить поэтическую форму для действительности, в тот момент, когда действительность преобразуется». Это утверждение вполне можно отнести к рассказу «Песчаная учительница».

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать