x x
menu

Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. 7. Эпическое действие

Шталь И. В.: Художественный мир гомеровского эпоса. 7. Эпическое действие Илиады" двупланово; это действие изложения и изображения одновременно.

"Источник: a)— всестороннее раскрытие фактов, их определение и многозначное истолкование. Исходя из опыта последующей художественной и научной литературы, изложение естественно связывать с понятийно-логическим элементом мышления, изображение — с элементом образным. "Источник: a)"Воспитание оратора " признал за поэзией способность "рассказывать" ("доказывать, показывать" (probare). Рассуждая о смысловой и формальной близости истории и поэзии, Квинтилиан пишет, что история "очень близка поэтам и представляет собой, до некоторой степени, стихотворение в прозе, и пишется для рассказа, а не для доказательства (курсив мой.

— И. Ш.

); и все произведение слагается не ради деятельности юристов и не для битв сегодняшнего дня, но для памяти потомства и во славу таланта, а потому и архаизмами и большей свободой словесных оборотов оно старается отнять у своего рассказа скучный характер... " 50. В гомеровской поэзии, поэзии эпической, изложение и изображение, доказательство и рассказ — спаяны, слиты.

Композиционная структура "Илиады" напоминает отчасти логическое доказательство научного трактата. Известен предмет доказательства, предложена общая посылка: Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,— (Ил..

I, 1) Подкрепленная тематико-композиционным заданием на все двадцать четыре песни поэмы: Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: Многие души могучие славных героев низринул В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),— С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный. Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору? Сын громовержца и Леты — Феб, царем прогневленный, Язву на воинство злую навел; погибали народы В казнь, что Атрид обесчестил жреца непорочного Хриса. (Ил., I. 2 — 12) "Источник: a)"всепоэмное" задание и несколько неравномерно излагает содержание песен: очень подробно первой (строки 6—12) и слишком общо всех прочих (строки 2—5), то на протяжении "Илиады " оно неоднократно дополняется и уточняется другими заданиями, теперь уже "по-песенного" масштаба, меньшими по пространственному охвату, но большими по определенности включенного материала. Так, в первой песни эпоса есть строки (212—214), предвосхищающие движение событий в песнях девятой ("Посольство) и девятнадцатой ("Отречение от гнева): Я предрекаю, и оное скоро исполнено будет: Скоро трикраты тебе знаменитыми столько ж дарами Здесь за обиду заплатят ,— В песни восьмой (строки 470—476) — песен с двенадцатой по восемнадцатую включительно : Завтра с Денницею ты, волоокая, грозная Гера, Можешь, коль хочешь, увидеть, как будет Кронид многомощный Боле еще истреблять ополчение храбрых данаев: Ибо от брани руки не спокоит стремительный Гектор Прежде, пока при судах не воспрянет Пелид быстроногий, В день, как уже пред кормами их воинства будут сражаться, В страшной столпясь тесноте, вкруг Патроклова мертвого тела; Наконец, в песни пятнадцатой (строки 54—71) — десяти последних, с пятнадцатой — по двадцать четвертую.

Шествуй немедля к семейству богов, повели, да на Иду Вестница неба Ирида и Феб сребролукий предстанут. Вестница быстрая к воинству меднодоспешных данаев Снидет и скажет мое повеленье царю Посейдону, Да оставит он брань и в обитель свою возвратится. Феб же великого Гектора снова ко брани воздвигнет, Новую бодрость вдохнет и его исцелит от страданий, Ныне терзающих душу героя, а рати ахеян Вновь к кораблям отразит, малодушное бегство пославши.

(Песнь XV) В бегстве они упадут на суда Ахиллеса Пелида. Царь Ахиллес ополчит на сражение друга Патрокла, Коего в битве копьем поразит бронеблещущий Гектор Пред Илионом, как тот уже многих юношей храбрых Свергнет, и с ними мою драгоценную ветвь Сарпедона. (Песнь XVI) Гектора, мстящий за друга, сразит Ахиллес знаменитый.

(Песнь XXII) С оного времени паки побег от судов и погоню Я сотворю и уже невозвратно, доколе ахейцы Трои святой не возьмут, по советам премудрой Афины... (Песни XVIII-XXIV) Помимо "всепоэмных" и "по-песенных" заданий, "Илиада" знает еще задания "по-эпизодные". "Источник: a)— предваряет и завершает вместе фраза-обобщение. Такой фразой может быть вступление к бесконечному описанию поединков, как, например: Гордых троян отразили данаи; низверг браноносца Каждый их вождь... (Ил.

, V, 37-38) Там он дух испустил, и при нем загорелося дело,— Яростный бой меж троян и ахеян: как волки, бросались Вой одни на других; человек с человеком сцеплялся,— (Ил., IV, 470—472) Или заключение, итог в сцене ритуального очищения ахейского воинства: Так аргивяне трудилися в стане,— (Ил., I, 318) Или сентенция, тотчас же раскрытая на конкретном примере: ...

тяжело Олимпийцу противиться Зевсу! (Ил., I. 589) "Источник: a)"... сказал(а) он(а)...

так он(а) сказал(а)" (см., например, Ил. , I, 25 и 33, 224 и 245 и др.), где наречие ώς, "так", предстает неким концентратом, сгустком предшествующего содержания. Всепоэмные, по-песенные и по-эпизодные задания "Илиады" связаны между собой. В ряде сцен прослеживается как бы многоступенчатая система заданий-обобщений: то, что служит к расшифровке одного, является одновременно обобщением другого.

Пример — свидание Зевса и Фетиды. Эпическое резюме свидания лаконично: "Так совещались они..." (Ил. , I, 531).

Чтобы получить представление о том, как протекало, в чем заключалось и чем закончилось это совещание, иначе говоря — раскрыть содержание обобщения, нет необходимости касаться всего диалога божеств, но достаточно вслушаться во фразы — "речевые рамки", предваряющие и заключающие речь каждого. Фразы эти объясняют, что Фетида обращалась к Зевсу с мольбой: Близко пред ним восседает и, быстро обнявши колена Левой рукою, а правой подбрадия тихо касаясь, Так говорит, умоляя отца и владыку бессмертных... — (Ил., I, 500 — 502) А Зевс колебался: Так говорила; но, ей не ответствуя, тучегонитель Долго безмолвный сидел... (Ил., I, 511—512) Фетида просила вновь: ...

а она, как объяла колена, Так их держала, припавши, и снова его умоляла... (Ил., I, 512—513) И Зевс согласился и в том поклялся: Ей, вздохнувши глубоко, ответствовал тучегонитель... Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями... (Ил. , 1, 517, 528) И т.

д. Дальнейшее уточнение текста идет по линии речевых рамок; это их обобщенное содержание конкретизируется в диалоге: Так говорит, умоляя отца и владыку бессмертных: "Если когда я, отец наш, тебе от бессмертных угодна Словом была или делом, исполни одно мне моленье! Сына отмсти мне, о Зевс!.." (Ил., I, 502 — 505) Так, общее задание реализуется через задания промежуточные" и при ближайшем рассмотрении весь гомеровский эпос выступает как единое и огромное многоступенчатое задание. "Источник: a)"задания" "Илиады", прямые и опосредствованные, как правило, четко аргументированы, раскрыты.

Эпическое доказательство заданной посылки ведется на конкретных примерах, или путем нагнетания аналогий, или последовательным, "по цепи" движением "примкнутых" друг к другу действий, фактов, событий. За посылкой и аргументацией обычно следует, реже— мыслится вывод.

Возникает четкая схема логического доказательства, принятая и выдержанная "Илиадой". Приведем несколько примеров.

Сцена боя с троянами. Посылка; Гордых троян отразили данаи; низверг браноносца Каждый их вождь... (Ил.

, V, 37-38) Аргументация по аналогии (Ил., V, 38—83): Агамемнон поверг Годия, Идоменей — Феста, Менелай — Скамандрия, Мерион — Ферекла, Мегей — Педея, Еврипил — Гипсенора, и т. д. Итог: Так воеводы сии подвизались на пламенной битве. (Ил. , V. 84) Еще пример.

Посылка. Хрис молит о мести ахейцам, и: Внял Аполлон сребролукий...

(Ил.. I, 43) Аргументация "по цепи": Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом, Лук за плечами неся и колчан, отовсюду закрытый; Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный. Сев наконец пред судами, пернатую быструю мечет; Звон поразительный издал серебряный лук стреловержца. В самом начале на месков напал и псов празднобродных; После постиг и народ, смертоносными прыща стрелами; Частые трупов костры непрестанно пылали по стану. (Ил. , 1, 44-52) Итог, правда, по форме, по подаче своей, несколько стертый, менее четкий, чем в предыдущем примере, но несомненный: Девять дней на воинство божие стрелы летали; В день же десятый Пелид на собрание созвал ахеян.

(Ил., I, 53 — 54) Итак, структура логического доказательства вошла в композицию "Илиады". Но композиция "Илиады" — не структура логического доказательства.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать