x x
menu

«Школьные» стихи Некрасова

Среди стихотворений Н. А.  Некрасова особо следует отметить стихи о детях: «Школьник» (1856), «Плач детей» (1860), «Крестьянские дети» (1861). Каждое из них рисует жизнь и участь детей из народа. В стихотворении «Школьник» поэт рассказал о встреченном в пути мальчике: он бос, на нем рваная рубаха, но в котомке у него книжка.

  • Знаю: батька на сынишку
  • Издержал последний грош.
  • Знаю: старая дьячиха
  • Отдала четвертачок,
  • Что проезжая купчиха
  • Подарила на чаек.
  • Или, может, ты дворовый
  • Из отпущенных?.. Ну, что ж!
  • Случай тоже уж не новый
  • Не робей, не пропадешь!

Вот так же шел когда-то в столицу за наукой и М. В. Ломоносов.

  • Будешь в университете - Сон свершится наяву!
  • Будет «поприще широко»-только работай.
  • За эту тягу к свету, к знанию поэт глубоко любит родную Русь.
  • Не бездарна та природа,
  • Не погиб еще тот край,
  • Что выводит из народа
  • Столько славных то и знай...

В этих людях, добрых, благородных, сильных любящей душой видит Некрасов будущее родины.

В  стихотворении «Плач  детей»  говорится  о страшной судьбе детей, погибающих на фабричной работе:

  • Колесо чугунное вертится,
  • И гудит, и ветром обдает,
  • Голова пылает и кружится,
  • Сердце бьется, все кругом идет...

Колесо вертится, и нет никакой надежды на отдых. Бесполезно плакать и молиться, Колесо не слышит, не щадит: Хоть умри - проклятое вертится, Хоть умри - гудит - гудит - гудит! В изображении Некрасова колесо становится символом беспощадной эксплуатации детского труда. Поэт со скорбью взывает к людям: «...вы слышите ли, братья, тихий плач и жалобы детей?» Эти стихи - гневное обвинение тем, кто лишил детей «золотой поры малолетства». Впервые в стихах о детях прозвучали столь горькие и суровые интонации.

В   отрывке из  поэмы   «Крестьянские   дети»  («Однажды, в студеную зимнюю пору...») поэт рассказывает о том, как рано у крестьянских детей  кончалось   детство,- уже в шесть лет Влас   исполняет   работу   взрослого   мужчины   («два   человека всего   мужиков-то - отец мой да я»).  С добрым,   но   горьким юмором нарисован образ этого «мужичка с ноготок»; поэт говорит далее о своей горячей любви к русской земле, ее народу-труженику и о непримиримой вражде к тем, кто отнимает у народа свободу, а у детей - детство.

Некрасов был верен идеалам революционной демократии - он рассматривал поэтическое творчество как правдивый рассказ о жизни, как дело служения идеалам свободы ради победы над всеми силами социального угнетения. Сострадание и любовь к народу, вера в его силы воодушевляли поэта. Таким он оставался и в стихах, предназначенных детям. Он рассказывал им правду о жизни, не скрывая и «зрелища смерти и печали», учил уважать труд и людей труда. Поэт хотел воспитать в детях чувство гражданской совести и долга перед своим многострадальным народом. Педагогические установки детской поэзии Некрасова находились в полном согласии с революционно-демократическими устремлениями его творчества. В объединении этих начал и состоит существо глубоко новаторской поэзии Некрасова как детского поэта. »

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать