x x
menu

Шевченко «За солнцем тучка плывет», «Сад вишневый круг дома»

Цель:      учить учеников воссоздавать настроение пейзажных поэзий, описывать собственные ощущения, вызванные художественным словом, выразительно читать поэзии, находить в них эпитеты, сравнения метафоры; воспитывать чувство прекрасного, осознание эстетичного наслаждения от произведения искусства; развивать умение высказать собственные ощущения, эмоции.

Оборудование: произведения поэта, кроссворд, ученические иллюстрации, запись песни Я. Степного «Садок вишневый круг дома», таблица.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

1. Разгадать кроссворд.

В выделенных клетках прочитаете фамилию автора стихов, которые сегодня будем изучать.

 

  1                        
      2                    
  3            
      4                
  5                  
6                    
    7            
  8              
                                 
  • 1) Фамилия украинского художника, с которым Т. Шевченко познакомился в Петербурге в «Летнем саду». (Сошенко)
  • 2) Фамилия господина, крепостными которого были Шевченко. (Энгельгардт)
  • 3) В какой город был перевезен прах Шевченко? (Канев)
  • 4) Как называется гора, где находится могила поэта? (Монашеская)
  • 5) Как, по прадавней традиции, местные жители называли село Кириловку? (Кириловка)
  • 6) Имя матери и старшей сестры Тараса. (Екатерина)
  • 7) Как называется первый сборник поэзий? (Кобзарь)
  • 8) Как называет Т. Г. Шевченко украинский народ? (Кобзарь)

2. Повторение сведений по теории литературы.

  • 1) Стихотворный язык, рифма, строфа, стихотворный ритм.
  • 2) Художественные средства языка: метафора, эпитет, сравнения.

 

троп                               Определения                                    Примеры
Эпитет От гр.- дополнение. Художественное определение наиболее существенной черты явления или предмета, которые изображаются. Эпитет может выражаться разными частями речи. «Береза плакучая», «мир свободный, неспеленатый», «гром железный», «синь прозрачная»
Метафора От гр.- перенесение. Вид тропа, который построен по принципу сходства, основывается на изображении предметов за разными признаками Стояла я и слушала весну. Весна мне много говорила (Леся Украинка). Испил я горя полный бокал (П. Грабовский)
Сравнение Объясняет малознакомый предмет через сопоставление его с другим, более знакомым, предметом или явлением Зашипели, будто гадюки (Т. Шевченко). Поздравлю вас, как деток (Т. Шевченко)

ІІ. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Вступительное слово.

Родина... Что мы вкладываем в это понятие? Это знакомая тропинка к школе, левада возле реки, березка под окном, птицы в небе, верный пес. Т.е. это все то, что мы не можем не любить, как маму, отца, без чего мы не можем жить, как без воды, воздух, солнца. Это то, что мы должны беречь, лелеять, так как это и есть наша родная земля, наша Украина.

Когда человек далеко от Родины, то чрезвычайно близкими и милыми его сердцу являются воспоминания о родном крае, родительском доме, живописной природе. 5 апреля 1847 г. Т. Г. Шевченко арестовали как члена Кирилло-Мефодиевского братства, 17 апреля поэта привезли в Петербург и подвергли заключению в каземате Петропавловской крепости (каземат - это помещение в крепостях, где держали узников).

Кроме допросов, были еще долгие дни и ночи в одиночной камере, почти полтора месяца. Что переживал, передумал поэт в том пасмурном одиночестве, мы бы так никогда и не узнали, если бы не поэзия.

Шевченко посчастливилось раздобыть большой лист бумаги. Сложив лист вчетверо, он написал на нем 13 стихов. Настоящим шедевром среди этих поэзий справедливо считается стих «Садок вишневый круг дома...». Эта поэзия - одна из самых солнечных струн пейзажной лирики Шевченко. Как в ужасных казематных условиях могло быть создано такое солнечное произведение? В рассказе Владимира Дарды «Сильнее судьбы», так представляется психологическое состояние Шевченко: «Когда выводили его из камеры, глубоко вдыхал пропахший весной воздух. Однажды ему даже поймалось хорошо знакомое еще из далекого детства благоухание набухшего весной вишняка. Те запахи не оставили его и в камере, упрямо витали вокруг, аж пока не вынырнула перед глазами сердцу милая картина. Плыла, размеренно покачиваясь, бескрайняя ночь, а в камере изобиловала роскошная весна, и уста вдохновенно шептали...» (Выразительное декламирование стиха «Садок вишневый круг дома»).

•2.   Выразительное чтение поэзии учениками.

•3.   Беседа с учениками.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать