x x
menu

Шедевры драматургии Пушкина – «Маленькие трагедии»

В Болдине поэт создает шедевры своей драматургии - «маленькие трагедии». Пушкин выступил глубоким знатоком человеческих страстей, замечательным мастером лепки характеров, художником острых драматических конфликтов. В «Скупом рыцаре» исторически верно показана эпоха позднего средневековья, типические стороны жизни, быта и нравов феодального рыцарства периода его упадка и уменьшения власти сюзеренов. Турниры, замки, культ прекрасной дамы, ростовщик, разоряющий рыцарей и сам от них терпящий насилия и обиды, оруженосцы и замковая челядь - все нашло свое отражение в сценах, диалогах и репликах немногих действующих лиц трагедии.

В создании характеров Пушкин стремился к многостороннему раскрытию внутреннего мира персонажей трагедии, их социального облика, присущих им национально-исторических черт. В сравнении с Шекспиром Пушкин осложнил свои задачи драматурга, сведя трагедию всего лишь к нескольким сценам, что потребовало от него большей концентрации содержания, тщательного отбора деталей, лаконичности и четкости в раскрытии отношений между персонажами снизу (слуга, ростовщик, Альбер) доверху (Барон, Герцог).

В сценах, показывающих Барона и его страсть скупца, действие перенесено в рассказ Барона о его отношениях с окружающим миром. В монологе Барона угадываются драматические диалоги, которые вел старый скряга со своими жертвами; тем и достигается внутреннее действие, которое зрителем воображается. Центральным эпизодом этого действия и вместе с тем основой внешнего конфликта являются отношения отца, боящегося сына, и сына, ненавидящего отца. Конфликт завязывается еще в высказываниях их друг о друге, а затем становится и прямым конфликтом, протекающим на глазах у Герцога. Нравственно-психологическое содержание этого конфликта было особенно понятно Пушкину, пережившему нечто подобное в своих отношениях с отцом, Сергеем Львовичем, человеком крайне скупым. Но, разумеется, нет оснований придавать трагедии какой-либо автобиографический смысл. «Скупой рыцарь» - трагедия глубокого социально-исторического и философско-эстетического содержания.

В феодально-рыцарское общество проникает новая сила - власть золота, денег. Именно эта тема развита в образе скупого рыцаря. С изумительной глубиной Пушкин раскрывает психологию скупости, жестокость власти золота, которым владеет скупой рыцарь. Все свое счастье, всю честь свою и славу он видит в сундуках, наполненных золотом. Пушкин дал гораздо более выразительный и полный образ скупого, чем это сделали его западноевропейские предшественники - Шекспир, Мольер. «Страсть скупости - идея не новая, но гений умеет и старое сделать новым,- замечает Белинский о «Скупом рыцаре» Пушкина.- Идеал скупца один, но типы его бесконечно различны. Плюшкин Гоголя гадок, отвратителен - это лицо комическое, Барон Пушкина ужасен - это лицо трагическое. Оба они страшно истинны».

Тип скупого рыцаря раскрывается как порождение определенной исторической эпохи. Вместе с тем Пушкин в своей трагедии поднимается до широкого обобщения фактов бесчеловечности власти золота. Золото господствует в трагедии. В «Скупом рыцаре» почти не раскрывается индивидуальный характер Барона. Мы ничего не знаем о его прошлом и о тех причинах, которые привели к господству идеи золота над его сознанием. Между тем идея власти золота над человеком раскрыта с исчерпывающей полнотой, глубиной и своеобразием. Именно золото «приводит в движение всю махину, все страсти, все пружины трагедии. От него тянутся нити ко всем действующим лицам пьесы. Оно определяет все их помыслы и действия... Оно заставляет вдову с тремя детьми стоять на коленях под дождем перед замком Барона.  Оно ведет Тибо в ночь на большую дорогу, в рощу, чтобы ценою крови добыть дублон в возврат старого долга Барону. Оно заставляет сына желать смерти отца. Оно позволяет ростовщику предложить Альберу яд для отравления Барона. Оно заставляет лгать старого рыцаря, не утратившего еще представлений о рыцарской чести. Оно приводит к тому, что сын бросает перчатку отцу, а тот принимает вызов сына. Оно убивает Барона». Пушкин не прибегает ни к каким нравоучительным рассуждениям на эти темы, но всем содержанием своей трагедии он подчеркивает антигуманный характер таких отношений между людьми, при которых все определяет власть золота, воплощенная в мечтах старого Барона:

  • Что не подвластно мне? как некий демон
  • Отселе править миром я могу;
  • Лишь захочу воздвигнутся чертоги;
  • В великолепные мои сады
  • Сбегутся нимфы резвою толпою;
  • И музы дань свою мне принесут,
  • И вольный гений мне поработится,
  • И добродетель и бессонный труд
  • Смиренно будут ждать моей награды.
  • Мне все послушно, я же - ничему...

В трагедии «Каменный гость», которой особенно восхищался Белинский, Пушкин по-новому разработал старинную испанскую легенду о гуляке и распутнике Дон Гуане. Традиционный в сценах с Лаурой образ Дон Гуана переосмысляется Пушкиным в сценах с Доной Анной. Подлинная любовь перерождает Дон Гуана. Он сам говорит об этом: Не правда ли, он был описан вам Злодеем, извергом.

  • О, Дона Анна,- Молва, быть может, не совсем неправа,
  • На совести усталой много зла, Быть может, тяготеет.
  • Так, разврата Я долго был покорный ученик,
  • Но с той поры, как вас увидел я,
  • Мне кажется, я весь переродился,
  • Вас полюбя, люблю я добродетель
  • И в первый раз смиренно перед ней
  • Дрожащие колена преклоняю.

Трагическая гибель Дон Гуана раскрывает глубокую гуманистическую идею Пушкина о том, что подлинная любовь должна быть возвышенной. Белинский по этому поводу замечает: «...Драма непременно должна была разрешиться трагически - гибелью Дон-Хуана; иначе она была бы веселою повестью - не больше и была бы лишена идеи, лежащей в ее основании. Дон-Хуан посвятил свою жизнь наслаждению любовью, не отдаваясь, одной женщине исключительно. Это путь ложный. Не говоря уже о том, что мужчине невозможно наполнить всю жизнь свою одною любовью,- его одностороннее стремление не могло не обратиться в безнравственную крайность, потому что для удовлетворения ее он должен был губить женщин, по их положению в обществе, и он сделал себе из этого ремесло. А в целом трагедия - гимн любви.

«В «Маленьких трагедиях» драматический конфликт дается не в процессе его нарастания, но в самый момент разрешения. Вместо длительного процесса развития действия дается лишь кульминационный момент его, мгновенный взрыв чувств, в ярком свете которого становятся отчетливо видны основные стороны характеров героев. Особенности драматургического принципа раскрытия характеров в «Маленьких трагедиях» заключаются в том, что вместо длительного... их развития, как это имело место в «Борисе Годунове», характеры «Маленьких трагедий» показываются в момент наивысшего напряжения, обеспечивающего возможность полного выявления всех сторон духовного облика героя».

Трагедия «Пир во время чумы» - оптимистический гимн жизни, побеждающей смерть. Пушкин провозглашает славу смелости и мужеству человека, бесстрашно бросающего всему вызов, «что гибелью грозит»:

  • Есть упоение в бою,
  • И бездны мрачной на краю,
  • И в разъяренном океане,
  • Средь грозных волн и бурной тьмы,
  • И в аравийском урагане,
  • И в дуновении Чумы.
  • Все, все, что гибелью грозит,
  • Для сердца смертного таит
  • Неизъяснимы наслажденья
  • Бессмертья, может быть, залог,     
  • И счастлив тот, кто средь волненья
  • Их обретать и ведать мог.

Бедность и рыцарская беспечность сына и сокровища отца, лежащие втуне,- таков основной контраст «Скупого рыцаря». Жертвенное и бескорыстное служение искусству Сальери и его решение убить Моцарта - резкий контраст «Моцарта и Сальери». Мир, окружающий Лауру, в котором естественно убийство соперника и любовное свидание у его трупа, и мир Доны Анны - таков основной контраст «Каменного гостя». Страшная чума, сеющая повсюду смерть, и утверждение жизни в гимне Вальсингама - контраст «Пира во время чумы».

«Маленькие трагедии» принадлежат к величайшим достижениям мировой литературы. К незавершенным драматургическим творениям Пушкина относятся «Русалка» и «Сцены из рыцарских времен», названия которым даны редакцией «Современника» после смерти поэта.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать