x x
menu

«Серебряный век» русской поэзии: представители и художественные достижения

Словосочетание «серебряный век» в последние десятилетия стало постоянным определением русской культуры конца XIX - начала XX ст. Название так по аналогии с «золотыми пор», что возглавляла пушкинский период русской литературы. Словосочетание «серебряный век» сначала употреблялось относительно только поэтического творчества границы столетий. Со временем срок стал использоваться для определения всей художественной, и шире, всей духовной культуры начала XX ст. в России. В самый раз такое, расширенное понимание понятия закрепилось в историко-литературной практике, сам термин» серебряные пор» принадлежит известному русскому философу Г. Бердяеву. Позднее, в книге воспоминаний «На Парнасе серебряняго века» (1962) С. Маяковский писал: «Изнеможение духа, стремление к запредельному, пронизывает наши времена», «серебряным веком» - так называл его Бердяев, в противоположность пушкинского «золотого века». «Серебряный век» сверкающий красотой и ныне не забыт. Голоса ее выразительно к сим порам звучат, хотя и по-иному, чем звучали, после почти полувековой враждебности в России к тому, что захватывало нас в предреволюционные года, пусть противоречиво, и часто болезненно. И эти традиции оплодотворили новую, не духовно рабскую Россию.

Истоки «серебряного века» лежат в философии В. Соловьева, Г. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского. На границе столетий художников не оставляло чувство кризиса, предчувствие потрясений и катаклизмов, разочарование в предыдущих общественных идеалах. Их объединяли не только хронологические границы столетий, но и, прежде всего осознание эпохи как исключительной попытки разработать принципиально новую концепцию личности, которая объединяла в себе «опыт столетий», «глагол времен». Личность, которая деятельно относится к противоречиям и проблемам эпохи.

Основными признаками этих времен есть:

  •             усиленное внимание к личности, индивидуалистической и «абсолютно свободной»;
  •             попытки сформулировать новый идеал жизни и новый идеал мировосприятия;
  •             внимание к философии, которая объясняет тайне бытия (О. Блаватская);  повышенный мистицизм мышления, чувств;
  •             элегантный эротизм поэзии;
  •             пренебрежение к благополучию и комфортности личной жизни;
  •             абсолютная свобода формы.

К «серебряному веку» относятся такие течения.

Символизм - одна из модернистских течений в русской поэзии границы столетий (1890-1910). Основными принципами символизма есть:

  •             отношение к искусству как к «постижению мира другими, не умственными путями» (В. Брюсов), возможность увидеть за внешним «мистическую сущность» (  Иванов). Поэзия для символистов есть «тайнописью невысказанного», выражением «души» поэта.
  • Символ (греч.- условный знак) - поэтический образ, что выражает суть какого-нибудь явления; 

В поэзии символизма символ передает индивидуальные, часто мгновенные представления поэта. «Символ - окно в бесконечность» (Ф. Сологуб) «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемый и безграничный в своем значении», - считал Вячеслав Иванов. Для символистов характерная передача тончайших нот души и музыки стиха, максимальное использование звуковых и ритмических средств в поэзии. Элитарность, ориентация на читателя - соавтора, творца. К «старшим» символистам принадлежат Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, В. Брюсов. «Младосимволисты»: О. Блок, А. Белый, В. Иванов. Символисты имели издательство «Скорпион», выпускали альбом «Северные цветы», журналы «Весы», «Золотое руно».

В 1910 году начинается кризис символизма, появляются новые течения.

Акмеизм (греч. акте - высочайшая степень чего-нибудь) - модернистское течение, которое сформировалось как реакция на крайности символизма.

Главным принципом акмеизма есть:

  • -        отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его разнообразии, зримой конкретности, звучности, цветистости;
  • -        предметность и четкость образов, отточеностей деталей;
  • -        воспоминание с прошлыми литературными эпохами, широкие эстетичные ассоциации, «тоска по мировой культуре» (О. Мандельштам).

В литературную группировку акмеистов «Цех поэтов» входили М. Гумелев, С. Городецкий, М. Кузмин, Г. Иванов, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Футуризм (будущее) - авангардистское течение начала XX ст. ( 1910-те года).

Основные признаки футуризма:

-        бунтарство, анархичность мировосприятия, выражение массовых расположений духа толпы;

  •             возражение культурных традиций, попытка создать искусство, направленное в будущее;
  •             бунт против обычных норм стихотворного языка, эксперименты в околице ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
  •             поиски «раскрепощенного»,  слова, эксперименты относительно создания «заумного» языка.

Кубофутуристы (от «кубизм» - направление в изобразительном искусстве), или «будетляни» (В. Хлебников) Д. Бурлюк, М. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский, О. Крученых, В. Маяковский, Е. Гуро.

Эгофутуризм (лат- я) - И. Северянин.

«Новокрестьянская поэзия» 1910-х лет: М. Клюев, С. Есенин.

Поэты, которые не принадлежали ни к каким группировкам: И. Бунин, В. Ходасевич, М. Цветаева, Г. Волошин. Представителями «серебряных пор» также можно назвать в живописи - И. Репина, Г. Врубеля, М. Нестерова, К. Петрова-Водкина, В. Комиссаржевская, Г. Чехова, В. Мейерхольда, К. Станиславского, В. Качалова; музыканта - О. Скрябина, С. Рахманинова, И. Стравинского.

Итак, «серебряный век» - уникальное явление русской культуры, ее духовный взлет, духовный прорыв. В символическом смысле ее можно назвать золотыми пор, ведь таким количеством талантов, ярких и непохожих между собой личностей не отличался в России даже пушкинский период.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать