«Серебряное столетие русской поэзии». Драматическая судьба и творчество Поэтов очерченной эпохи

Цель:   углубить знание и рассмотреть художественные особенности феномена «Серебряного столетия» в русской поэзии; ознакомить учеников с драматической судьбой поэта очерченной эпохи в свете исторических событий; развивать познавательную деятельность учеников, умение работать с дополнительной литературой; учить анализу и умению воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетичный вкус, любовь к искусству в целом.

Тип урока:     урок дополнительного чтения.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг, произведения поэтов; грамзаписи романсов; письменный стол Поэта.

  • …если звезды зажигают…—
  • выходит - без них кому-то нельзя?
  • Выходит - это необходимо,
  • чтобы каждый вечер
  • выше крыш
  • загоралась хотя бы одна звезда?!
  • В. Маяковский.

Ход урока.

І. Объявление темы, цели и эпиграфа урока.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

Вспомните, как вечерами вы смотрите на небо в ожидании падающей Звезды, чтобы загадать желание. Говорят, что звезды - это человеческие жизни, а когда падает звезда - жизнь человека завершилась. Я недаром написала в теме урока слово «Поэт» с заглавной буквы, ведь это обобщающий образ поэтов «Серебряного столетия», а их души, их творчество - это звезды, которые созерцают на нас. Мы все в душе поэты, хотя и не у всех есть чувства рифмы, но в счастье или отчаянии мы хотим сочинять стихи или их читать. Как сказал мой муж, готовясь со мной к уроку, «поэзия - это философия жизни». Нам сегодня нужно доказать или уничтожить дотла гипотезу о звездах через призму «Серебряного столетия». Давайте же создадим «звездное небо» из душ наших поэтов.

  • Что бы ты не делал -
  • Небо несешь на плечах,
  • на ладонях.
  • Куда бы ты не шел -
  • в небе твой путь
  • к своей звезде.
  • Что бы ты не говорил -
  • сердце чье-то трогаешь
  • камнем или цветком,
  • холодом или теплом.
  • Поэт!
  • Ты от рождения
  • Идешь дорогами вселенной,
  • о сердце своем забыв.
  • (Г. Аронец).

ІІІ. Актуализация опорных знаний учеников.

1. Вопросы ученикам.

•          Что мы знаем о «Серебряном столетии»? Откуда пошло это название? (Выражения «золотое столетие», «серебряное столетие» достигают античной литературы, «Метаморфоза» Овидия, который считал, что жизнь человечества начинается «золотым», а заканчивается «железным» столетием. Относительно поэзии, то подобное обозначение эпох связывают с появлением в 1829 году стиха Петра Вяземского «Три столетия поэтов», в котором речь идет о том, что «золотое столетие» в русской поэзии приходится на эпоху творчества А. С. Пушкина, который считался и считается образцом сочинения стихов).

•          Какие хронологические границы «Серебряного столетия»? (Этот период лишен четких хронологических границ, но по обыкновению его началом считается излом ХІХ-ХХ ст.).

•          Какие вы знаете свойства химических элементов золота и серебра? (Золото - благородный металл желтого цвета. Характерными его свойствами является прочность и стойкость, выносливость и токопроводимость; блеск четкий, яркий. Серебро - металл белого цвета, ковкий, пластичный. Характерные свойства: токопроводимость. В присутствии сероводорода чернеет. Блестит тускло).

•          С какими литературными направлениями «Серебряного столетия» вы знакомы? (Символизм. Футуризм. Акмеизм).

•          Что такое символизм? В чем заключаются эстетичные основы этого направления? Назовите его представителей. (Символизм — (от гр. «symbolon» — знак, символ, признак) — одно из течений модернизма, в котором вместо художественного образа, который воссоздает определенное явление, применяется художественный символ. Представителями этого художественного направления в литературе были А. Рембо, Ш. Бодлер и П. Верлен. В России ярчайшими представителями символизма были А. Блок и М. Волошин).

•          Что такое футуризм? В чем заключаются эстетичные основы футуризма? Назовите его представителей. (Футуризм — (от лат. «futurum» — будущее) — одно из направлений авангардизма ХХ ст., которое отмечается непринятием вечных ценностей, пропагандой современного мышления в будущее, которое лишено любых традиций. Русский футуризм делится на:

1)         кубофутуризм - В. Хлебников и В. Маяковский;

2)         эгофутуризм - И.Северянин;

3)         «центрифуга» - поэтическая группировка, которую возглавлял Б. Пастернак.

Общей основой футуристического движения в России было предчувствие будущего «мирового переворота», разрыв с культурно-литературной традицией; новые принципы поэтического языка (отказ от знаков пунктуации, новые ритмы и типы рифмования, стихотворная графика). Возник как реакция на кризис символизма).

•          Расскажите все, что вы знаете об акмеизме. (Акмеизм — (от гр. «acme» — высочайшая степень чего-то, вершина) — модернистское течение в русской поэзии 20-х годов ХХ ст., которое возникло как реакция на кризис символизма. Его представители —

Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам образовали союз «Цех поэтов», коорый ставил целью поэтическое усовершенствование через взгляд на земную жизнь в «ее красоте и уродливости».

Стремились вернуть слову его ясное и прямое значения, образам — графическую четкость, ясность).

2. Выразительное чтение и анализ одного поэтического текста (по выбору учителя).

IV. Обработка темы урока.

•          Слово учителя с элементами беседы.

Как отмечалось раньше, хронологическая особенность «Серебряного столетия» заключается в том, что оно возникло на изломе двух эпох: ХІХ и ХХ ст. Астрологи считают, что рождение на изломе эпох имеют большие жизненные испытания и переживают невероятно много стрессовых ситуаций, которые иногда заканчиваются трагически. К вашему вниманию предлагается просмотр слайдов по теме: «“Серебряное столетие” в формате истории». Русский философ того времени М. Бердяев так охарактеризовал этот период: «Если нет Бога, то нет и человека — вот что экспериментальным путем обнаруживает наше время». (Просмотр учениками слайдов).

2.         Записи в тетради визуального восприятия событий.

3.         Комментарии учителя и учеников относительно увиденного.

Вопросы к фильму.

•          Какая музыка звучит в фильме?

•          Что такое «Реквием»?

•          Какие исторические события тогда произошли?

•          Какие лица зафиксировали операторы?

•          Почему сначала были продемонстрированы снимки художников, научных работников, их шедевры искусства и достижения, а потом зафиксированные снимки человеческой беды, репрессии, жертвы?

•          Почему оператор пришел в восхищение и продемонстрировал события Отечественной войны?

•          Каким кадром завершается фильм?

•          О чем это говорит?

4.         Составление «сенкана».

5.         Рисунок согласно образованного «сенкана».

(Работа художника развивается творчески, без ограничений во времени).

6.         Творческая задача ученикам.

 План.

1.         На основе биографических фактов создайте проект мысленной встречи с поэтами. (Беседа в виде диалога; рассказ от первого лица).

2.         Создайте рисунок «Звездного неба»: каждая звезда — жизнь поэта. (Важно личное восприятие художником услышанного; рисунок комментируется в конце урока).

3.         Выразительное чтение поэзий. (После каждого рассказа).

4.         Вопрос к анализу поэзий.

6.1. Проект мысленной встречи с Максимилианом Андреевичем Волошиным.

Ученик-«журналист». Кто ваши предки? М. Волошин. Во-первых, не «предки», а родители: отчество я - запорожский казак, по матери - нимак. С уважением относись

к родителям, юноша.

Ученик-«журналист». Как встретили революцию 1917 года?

М. Волошин. Как драму космического масштаба.

Ученик-«журналист». Расскажите о своем «Доме Поэта» в Коктебеле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент