Сатирико-метафоричное содержание произведения «Крошка Цахес». Ирония и гротеск в произведении как важные черты индивидуального стиля Гофмана

- Как вы знаете, сказка имеет счастливый конец. В реальной жизни нами управляют Цахесы, и некому вырвать те три золотые волосинки. Лишь некоторые Балтазары понимают реальное состояние вещей - да и то из-за того, что лично испытали притеснений. Правда, в сказке появляется добрый Проспер Альпанус, но в жизни таких колдунов нет, и Цинноберы вступают в брак с прекрасными Кандидами, они - при власти, судьба же энтузиастов - изгнание, приручение, а то и тюрьма. Гофман высмеивает не столько «пасынка природы» - маленького Цахеса, никчемного и беспомощного избранника феи, сколько среду, которая оказывает содействие процветанию Циннобера, общество, которое склонно видеть в уроде красавца, в бездарности талант, в абсолютной тупости мудрость, в изверге «украшение общества». Цахесы рождаются, Цахесы живут и процветают, будто говорит Гофман своей сказкой, лишь благодаря никчемности, вульгарности среды, которая их породила. И уже не приводит в удивление то, что в такой стране обесцениваются таланты, знания, моральные качества, даже любовь. Но сам автор, очень точно показав симптомы болезни общества, не дает прямолинейных, рациональных объяснений ее причин, а тем более способов ее лечения. В «Крошечке Цахесе» сделано несколько предположений об источниках возникновения Цинноберов. Это - власть денег, человеческое сумасшествие, разные проявления волшебных сил. Каждое из них остается недоказанной гипотезой. Романтическое счастье у Гофмана - лишь сказка, фикция, поэтическая фантазия.

Благодаря особенностям своего воображения Гофман умел писать о нереальном так убедительно, что его фантазии казались реальнее действительности. Он был не равнодушным наблюдателем, а остроумным ироническим критиком тех жалких или отталкивающих явлений, с которыми сталкивался каждый день. Как настоящий романтик, Гофман противопоставлял низкому миру, бездуховному существованию черни фигуру талантливого художника, который олицетворял для него идеал чистого, бескорыстного творческого человека. его проза удивительно поэтическая, образный мир настолько богатый, цветистый, музыкальный, что он берет читателя в плен, зачаровывает, влияет на все его чувства - зрение, слух, прикосновенья.

III. Рефлексия.

1. Работа в группах. «Карусель» Класс объединяется в 5 групп.

Вопросы для «Карусели».

1) Насколько гуманным был подарок феи мальвы Годной?

 

2) Или  лишь волосы  затмили  ум  обывателям  общества? Объясните мысль.

3)    Не  мог бы  Балтазар победить  Цахеса  без помощи колдуна? Объясните мысль.

4) Почему невеста Балтазара Кандида также не видела настоящей сущности Цахеса?

5)    Заслуживает ли Цахес сочувствия? Объясните мысль.

Методический комментарий.

«Карусель». Эта методика дает возможность за короткий промежуток времени провести опрашивание целого класса и подвести итоги изучения темы.

Класс объединяется в такое количество групп, сколько вопросов учитель планирует дать для обработки (необходимо учесть то, что большее количество групп нуждается в большем времени).

Каждая группа получает лист с вопросом. После обсуждения в группе ученики выбирают «писаря», который записывает ответы группы (если мысль одного из членов группы отличается от мысли всей группы, записывается и она). На эту работу выделяется фиксированное время ( 1-2 минуты).

Листы с вопросами поочередно передаются в другие группы, каждая из которых перечитывает вопрос и ответы на него, формулирует и записывает свои дополнения (на протяжении того же фиксированное времени). Необходимо, чтобы каждый лист побывал во всех группах.

Когда лист возвращается к группе, которая давала ответ первой, она снова зачитывает вопрос и все варианты ответов, которые подытоживаются, и формулируется окончательный четкий и краткий ответ.

По завершению работы все вопросы и окончательные ответы зачитывают вслух.

Примечание. Стратегию можно использовать двумя способами: можно передавать листы от одной группы к другой; подвижными могут быть группы, которые будут переходить от одного стола к другому, а листы остаются на местах.

2. «Микрофон».

Одной фразой ученики поочередно подводят итог урока.

V. Домашняя задача.

Подготовиться к написанию произведения «Над какими проблемами жизни побуждала меня задуматься повесть-сказка “Крошечка Цахес”», составив тезисный план.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент