Обогащенный немалым жизненным и творческим опытом, шестидесятилетний писатель показывает жизнь дореволюционного украинского села и его людей так, как их воспринимал когда-то маленький  Саша. Довженко будто смотрит на них глазами наивного мальчика, характеризует и оценивает их, выражает эстетичное отношение к ним с позиции умного ребенка. Тем не менее, писатель, человек старшего возраста, видит не только то, чего Саша не замечал, не принимал во внимание.

Взгляды автора, его жизненная позиция другие, они отражают высший уровень общественно-политического и эстетичного сознания сравнительно с сознанием Саши. Автор-Рассказчик киноповести смотрит на своих героев и на самого Сашу с чувством восхищения и удивления, с теплой улыбкой, замечая не только все хорошее, прекрасное в них, а и их недостатки, несовершенство их натур. Поэтому с таким сердечным юмором писатель вспоминает о том, как Саша смаковал всяким лакомством на огороде, повырывал совсем молодую, мелкую морковку, как маленький  грешник испугался страшных прабабиных проклятий и раскаивался в грехах, как он стремился уменьшить свой грех, создавая добрые дела, уважая старших людей, аж пока дед Захар не обругал и не прогнал его прочь.

Интересными и радостными казались Саше всякие события семейной жизни - и рождение у матери маленького ребенка, и смерть прабабушки, и клепание косы и выезд на сенокос. А какие замечательные и удивительные сны рождались в Сашиной душе и дома, и на покосном лугу, какие образы создавало его богатейшее воображение.

Познание мира для маленького мальчика окрашено поэзией открытия, поэзией новизны, поэзией мечты, лучшими традициями народного творчества, воплощенного в образе коня в яблоках.

Вспомним хотя бы сцену, в которой маленький  головорез, лежа в дедовской лодке, вспоминает разные приятные и неприятные вещи: «...Неприятно, когда баба клянет или когда долго идет дождь и не утихает... Неприятно в одной руке нести большое ведро или полоть и пасынковать табак. Неприятно, как отец приходит домой пьяный и бьется с дедом, с матерью или бьет посуду. Неприятно ходить босым по рулю».

Как видим, все неприятное связано у мальчика с миром бедности и страданий. И здесь же, будто в противопоставление этому миру, писатель рисует идиллические картины сельской жизни, озаренные романтикой детского мировосприятия: «...Приятно обнимать жеребенка... Приятно бродить по теплым лужам после грома и дождя или ловить щучек руками, помутив воду или смотреть, как тянут волок. Приятно найти в траве птичье логово. Приятно есть поясу и пасхальные яйца ...Приятно спать в лодке, во ржи, просе, в ячмене, на печи» и т.д.