x x
menu

Самостоятельная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Цели: контроль и коррекция уровня усвоения учебного материала, умения применять на практике полученные знания. оборудование: учебные тексты, раздаточный материал, репродукция картины В. Поленова «Осень в абрамцеве». тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний 1.

слушание 2–3 творческих работ (см. Домашнее задание предыдущего урока) 2. наблюдение над языковым материалом (запись на доске) Сравните данные бессоюзные предложения с синонимичными им союзными. Почему здесь более уместно использование бессоюзных конструкций?

Глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто (А. Пушкин). Под окном Гвидон сидит, молча на море глядит: не шумит оно, не хлещет, лишь едва-едва трепещет (А. Пушкин). Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая (И.

Никитин). мирный звук воркующей горлинки свидетельствует в лесу всем живущим: жизнь продолжается (М.

Пришвин). мало — помалу я догадался: это не человек, а барсук возвращался утром в нору из ночных своих похождений (М. Пришвин). Садясь на школьную скамью, не забывайте: вы в строю (С. Маршак).

III. Постановка целей и задач урока . Мотивация учебной деятельности Бессоюзные предложения отличаются от сложноподчиненных экспрессивностью, лаконичностью и ярко выраженной разговорной окраской. Они широко используются в разговорной речи и в стилях, допускающих разговорную экспрессию,— художественном и публицистическом. В бессоюзных предложениях связь между частями внутренняя, скрытая, но она обычно легко угадывается. а раз нет союзов — текст более сжат, усилен динамизм содержания.

Разнообразнее и выразительнее интонация таких предложений. а на письме её роль выполняют знаки препинания: тире, двоеточие, запятая, точка с запятой. Цель нашего урока — систематизировать, обобщить и закрепить знания о правилах постановки знаков препинания в данных конструкциях, совершенствовать умение строить, правильно произносить, писать и употреблять в речи бессоюзные сложные предложения различных видов. IV. Совершенствование пунктуационных навыков и речевых умений 1. творческая работа А) Восстановите авторский текст, заменив сложные предложения С союзами — бессоюзными. Прекрасны в средней полосе России пушкинские места.

Эти места очаровали Пушкина, а он очаровал нас ими в своих стихах. Но в войну само михайловское было превращено в узел обороны, а в доме Пушкина была огневая позиция фашистских артиллеристов. Колокольня в Святогорском монастыре была взорвана, а могила Пушкина заминирована. Но директор заповедника и люди, работавшие в нем, верили, что все будет так, как было при Пушкине, и не жалели для этого сил, работая от зари до зари. (По М. Дудину) Б) Творческий диктант.

Объедините простые предложения в бес Союзные сложные. 1) Пушкин задержался в Тамани из-за непогоды. (:) На море разыгрался шторм.

Плыть через Керченский пролив было нельзя. 2) Утром 15 августа 1820 года бушевавшее несколько дней подряд море стихло. (—) Несколько часов спустя вместе с семьей генерала Раевского на корабль поднялся и александр Пушкин.

3) Позади трогательное прощание. (,) Позади длинный многоверстный путь по Кубани. 4) Ветер наполнил паруса. (—) Корабль легко и плавно заскользил по воде, взяв курс на Керчь. 5) На берегу их встретил сорокалетний седовласый начальник флотилии Патиниоти. (:) Этому морскому офицеру выпало счастье общаться со многими впоследствии знаменитыми писателями. (По Н. Веленгурину). 2. Конструирование бессоюзных сложных предложений По данному началу Продолжите начатые предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные: А) с запятой и точкой с запятой: Образец. Закат уже начал темнеть… Закат уже начал темнеть, кое-где на небе зажглись первые звезды. Закат уже начал темнеть; кое-где на небе, одиноко мерцая вдали, зажглись первые звезды. Река в половодье сильно разлилась… Вся природа дышит свежестью… ; Б) с двоеточием: Растения освежают воздух:… Лес влияет на температуру воздуха:… Вглядываюсь вдаль и вижу:… ; В) с тире: Наступит весна —… Знай я ремесло —… Дунул ветер —… Мы хотели закрыть окно —… . Составьте сложные предложения, а затем перестройте их в бессоюзные: А) с союзами и, а, когда, если: Раздался звонок… (ученики вошли в класс). Наступят каникулы… (поеду в лагерь). Коля поступил в техникум… (Сережа пошел работать); Б) с союзами потому что, так что, что: Я встал рано… (завтра первый день занятий в школе). Было уже светло… (свет в комнате не зажигали). Радовался… (встречусь с друзьями). 3. Конструирование бессоюзных сложных предложений по данным схемам Рассмотрите схемы. Составьте по одному предложению на каждую схему. А) [ ] ; [ ] . Перечисление Б) [ ] : [причина] . II вариант А) [ ] : [пояснение]. Б) [ ] — [ ] . Противопоставление III вариант А) [время или условие] — [ ] . Б) [ ] : [дополнение, изъяснение]. 4. творческая работа: употребление бессоюзных сложных предложений в речи вариант Сочинение-миниатюра • По данному началу напишите сочинение-миниатюру, употребляя бессоюзные сложные предложения. • Определите тип и стиль речи. Обоснуйте свой ответ. В. Д. Поленов. «Осень В АБРАМЦЕВЕ» Это картина-воспоминание. Она получилась очень поэтичной, проникновенной и немного грустной. Тихий лесной уголок осенней порой. Дремучий смешанный лес сплошной стеной окружил прозрачную речку... Образец сочинения Это картина-воспоминание. Она получилась очень поэтичной, проникновенной и немного грустной. Тихий лесной уголок осенней порой. Дремучий смешанный лес сплошной стеной окружил прозрачную речку; золотые и оранжевые березы чередуются с темными елями; маленькая одинокая осинка горит пунцовым пламенем; налево высится еще по-летнему зеленый дуб. Краски яркие, нарядные, звонкие и одновременно какие-то тревожные. И кажется нам: поет где-то в лесу нежная и тонкая скрипка. (По С. Голицыну) II вариант Напишите часть сказки. Придайте повествованию разговорную окраску, используя бессоюзные предложения. Образец. Посмотрел Иванушка налево — видит непроходимое болото, посмотрел направо — видит глубокий овраг с водой. Вперед идти — не проберешься. Лес стеной стоит. Что делать? V. Рефлексия. Подведение итогов урока Фронтальная беседа (интерактивный прием «микрофон») • Какие сложные предложения называются бессоюзными? • В каких случаях между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая? точка с запятой? Приведите примеры. • Когда между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие? Когда — тире? Приведите примеры на каждый случай. VI. Домашнее задание Выпишите из романа м. лермонтова «Герой нашего времени» по одному предложению на употребление запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях и по два предложения на употребление двоеточия и тире.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать