Цели: контроль и коррекция уровня усвоения материала, умения применять на практике полученные знания. Оборудование: репродукции картин И. Крамского «Неизвестная» и В. Перова «Птицелов». Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока
I. организационный этап II.

Мотивация учебной деятельности Учитель. Обособление как средство смыслового и эмоционально-экспрессивного выделения особенно важных деталей сообщения не одинаково используется в разных стилях. В художественном и публицистическом стилях, отличающихся особой эмоциональностью, обособление определений (как и обособление других второстепенных членов) придаёт речи выразительность: при обособлении как бы передаются живые интонации устной речи.

В научной и деловой речи обособление используется главным образом как приём сжатого, компактного выражения мысли и как средство разнообразия речи. III.

обобщение, систематизация И контроль знаний и умений учащихся I уровень 1. Перестроить предложения так, чтобы в них появилось обособ Ление.

Ночь была светлая и лунная. Это было тревожное и трудное время.

Окрестность исчезала в мутной и желтоватой мгле. Нависшая над высокими вершинами тополей туча уже сыпала дождиком. 2. Употребление предложений с обособленными членами в речи. Обучающее изложение В.

ПЕРОВ. «ПТИЦЕЛОВ» Однажды, ранним утром, подглядел художник Перов на опушке леса старика — любителя птиц и написал поэтическую картину «Птицелов». ...Раннее утро. Солнце уже бросило свои первые лучи на молодую зелень, позолотило стволы кряжистых деревьев, навеки вросших в родную землю. На опушке леса расположился старый птицелов. Притаившись за деревом в тени, он подносит к губам манок и издаёт мягкий, похожий на птичью песню звук, заманивая свистом птиц.

Тут же, в траве, стоит клетка. Лицо старика повёрнуто в профиль, однако характер героя легко угадывается.

Это, должно быть, добрый человек, старый чудак, любитель птиц, детей и природы. Внук, пришедший вместе с ним, примостился рядом.

Он весь — Внимание. Опершись на клетку и весь насторожившись, мальчик вслушивается и всматривается, ожидая прилёта птиц. «Птицелов» — рассказ о жизни простых, обыкновенных людей, влюблённых в жизнь и природу с её тихими опушками лесов, перелесками, серенькими облаками. Определите тему и главную мысль текста.

Составьте план текста и напишите изложение, употребляя обособленные члены предложения. Образец плана 1. «Художник должен быть поэт». 2. Начало нового дня. 3.

Старый птицелов. 4. Юный любитель птиц и природы. 5. Поэтическая картина о жизни простых людей. II уровень 1. Отредактировать предложения. Войдя в лес, меня обдало запахом хвои и ландышей. Прочитав внимательно письмо, Вере показался необычным его стиль. Узнав о приезде давнего друга, мне стало радостно на душе. 2. Использование в речи предложений с обособленными членами. Обучающее изложение ВСТРЕЧА С «НЕИЗВЕСТНОЙ» По зимнему Невскому в открытом экипаже едет молодая женщина. Чувствуя на себе восхищённые взоры прохожих, она чуть повернула голову в сторону тротуара, и это даёт возможность хорошо рассмотреть её лицо. Оно красивое и холодное одновременно. В её снисходительном, почти надменном взгляде чуть заметная, затаённая грусть... И взгляд женщины, и её величавая осанка — воплощение гордости и неприступности. Так, создав портрет «Неизвестная», воплотил Иван Николаевич Крамской своё стремление к прекрасному в жизни и искусстве. Кто же такая эта Неизвестная? Это и поныне остаётся тайной. Среди художников, впрочем, сохранилась романтическая легенда о неожиданной встрече Крамского на улице с незнакомой женщиной, поразившей его яркой красотой и необычным выражением лица. Через какое-то время в доме друзей, листая семейный альбом, художник среди множества фотографий увидел то же лицо и узнал историю нелёгкой, исполненной драматизма жизни. ...Лицо настолько приближено к зрителю, что можно разглядеть и матовость смуглой кожи, и бархатные тени от длинных ресниц, и невольную слезу, которая маскируется намеренно холодным, надменным выражением лица. Мы рассматриваем золотистый тон кожи, которой обтянуто сиденье коляски, мягкую синеву бархатного костюма, украшенного мехом и лентами, переливы светлого шёлка, которым подбита шапочка со страусовым пером. Каждая деталь заставляет нас задуматься над тем, кто же такая эта незнакомка, какой ценой ей пришлось заплатить за роскошь, окружающую её. И. Крамской «неизвестная» С каким-то щемящим чувством отходим мы от картины, так и не получив ответа на все эти вопросы. А они преследуют нас И беспокоят, заставляя вновь и вновь возвращаться к полотну, задумываться над судьбой таинственной незнакомки. (По Л. Осиновой) Задание Сформулируйте основную мысль текста. Напишите изложение, употребляя обособленные члены предложения. Образец плана 1. Стремление Крамского к прекрасному в жизни и искусстве. 2. Романтическая легенда о встрече с Неизвестной. 3. Таинственная незнакомка. 4. Сила могучего таланта. IV. Домашнее задание
Повторить теоретический материал по теме «Обособленные члены предложения».