Самое прославленное стихотворение Пушкина – ода «Вольность»

Первые два года пребывания Пушкина в Петербурге, сравнительно с более поздними годами, не слишком заполнены творчеством. Белинский был отчасти прав, когда говорил о «самобытных мелких стихотворениях» Пушкина, которые «не восходят далее 1819 года». Жажда прямого познания жизни, интерес к самым различным ее проявлениям на время замедлили творческую деятельность Пушкина. Замедлили, по не остановили. Он и теперь создает немало истинно поэтического в лирическом роде.

Самое прославленное и популярное стихотворение Пушкина первых лет петербургской жизни — его ода «Вольность». В ней исповедание политической веры молодого Пушкина. Пушкин был исполнен жаркого свободолюбия и верил в благотворность свободы — и эти чувства окрашивают вето оду, определяют ее пафос. Как ни был Пушкин молод годами в пору, когда он создавал «Вольность», его свободолюбие было не только юношеским порывом, но и глубоким убеждением, глубоко продуманной исторической идеей. У него свободолюбие одновременно и непосредственное, пылкое — и мудрое. Свобода для него и оправданна, и возможна лишь в тесном сочетании с законом, лишь в пределах закона:

  • Лишь там над царского главой
  • Народов не легло страданье,
  • Где крепко с Вольностью святой
  • Законов мощных сочетанье...

Все это вполне в духе декабристских идей. Декабристы недаром зачитывались одой и воспитывались на ней. Об этом существует немало признаний самих декабристов. Ода близка была им и своей общей политической программой, и не менее того — своим эмоциональным настроем, высоким гражданским пафосом. Пушкин писал «Вольность» в традициях высокой гражданской поэзии — в традициях Радищева и Державина. От Радищева — сама трактовка жанра; свою оду Радищев тоже посвятил теме вольности.

От Державина в пушкинской оде «Вольность» — ее особенный, умеренно-архаический стиль, ее возвышенный, торжественно-высокий язык. Еще совсем недавно Пушкин пародировал Державина. Теперь он обращается к нему, потому что именно в нем, в его стихах видит образец языка гражданской поэзии. Это свидетельствовало не столько о переоценке Державина, сколько об изменении в самом Пушкине, в направлении его поэзии: свидетельствовало о повороте Пушкина к гражданской тематике. Как заметил Б. В. Томашевский, «...в небогатой традиции русской гражданской поэзии Державину отводилось почетное место». И далее: «По-видимому, в дни пересмотра своего поэтического пути Пушкин задумывался над поэзией Державина». Позднее у Пушкина это повторится.

Не случайно именно в это время, в петербургский период, появляется у Пушкина одно из первых его стихотворений на тему поэта — стихотворение, предвещающее его будущие высокие и гордые стихи на эту тему. Написано оно в 1818 г. и называется «К Н. Я. Плюсковой». Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужил призыв к Пушкину написать стихи в честь императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I, которая, кстати, пользовалась популярностью за свою доброту, благотворительность и любовь к литературе даже в некоторых декабристских кругах. Возможно, что призыв этот как раз исходил от Натальи Яковлевны Плюсковой, фрейлины императрицы и адресата пушкинского стихотворения. Как бы то ни было, стихотворение «К П. Л. Плюсковой» живет и воздействует безотносительно к тому реальному поводу, с которым оно исходно было связано. Его звучание и значение выходят за рамки того или иного конкретного и частного случая. Объективно стихотворение оказалось признанием и призывом большого общественного значения:

  • На лире скромной, благородной
  • Земных богов я не хвалил
  • И силе и гордости свободной
  • Кадилом лести не кадил.
  • Свободу лишь учася славить,
  • Стихами жертвуя лишь ей,
  • Я не рожден царей забавить
  • Стыдливой музою моей.
  • Но, признаюсь, под Геликоном,
  • Где Касталийский ток шумел,
  • Я, вдохновенный Аполлоном,
  • Элисавету втайне пел.
  • Небесного земной свидетель,
  • Воспламененною душой
  • Я пел на троне добродетель
  • С ее приветною красой.
  • Любовь и тайная свобода
  • Внушали сердцу гимн простой,
  • И неподкупный голос мой
  • Был эхо русского народа.

Стихотворение написано в том высоком стиле, в каком писалась ода «Вольность» и в каком будут написаны позднее его другие стихи на тему поэта., Несомненно — признаки стилистические являются тому доказательством,— что стихи: гражданские и вольнолюбивые и стихи о поэте ужо в ранний период его творчества осознавались Пушкиным как близкие, едва ли не одного и того же рода. Примечательно, что так же осознавались они и современниками Пушкина: послание «К Н. Я. Плюсковой» помещалось и распространялось в рукописных сборниках рядом с пушкинскими же стихотворениями политического содержания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент