x x
menu

С. Хермлина

Сдвиги в многообразных взаимосвязях между литературой и действительностью, происходящие по мере развития социалистического общества, изменения в образе жизни, увеличение интереса к литературе и рост требовательности у читательской аудитории сопровождались и переменами в творчестве Эрвина Штритматтера, Юрия Брезана, Франца Фюмана, Стефана Хермлина и других писателей. Оказав в 50-е годы значительное влияние на становление литературы Германии, они и сейчас помогали читателям своими новыми произведениями осмысливать изменяющуюся действительность.

Новым для поэтики Штритматтера стало обращение к коротким рассказам, историям, заметкам в сборниках «Шульценгофский календарь» (1966) и «Без четверти сто маленьких историй» (1971). Их объединяет прежде всего философски-углубленный взгляд на человека. Душевная близость к природе, всегда являвшаяся неотъемлемой составной частью поэтики Штритматтера, предстает здесь главным условием бытия человеческой личности в ее взаимоотношении с окружающим миром. Обретение целостности во всех жизненных проявлениях человека служит основной темой сборников рассказов «Вторник в сентябре» (1969) и «Голубой соловей» (1972).

Начиная с 50-х годов Эрвин Штритматтер работает над крупномасштабным произведением на современную тему. Трилогия «Чудодей» (1953, 1973, 1980) представляет собою рассказанную в хронологической последовательности историю жизни главного героя; единство героя и художественного замысла определяет целостность трилогии, хотя и манера повествования, и некоторые содержательные моменты со временем претерпели известные изменения. Речь в трилогии идет о том, как непросто было главному герою, выходцу из крестьянской среды, найти самого себя в трудные годы нашего века.

В первом томе трилогии сын безземельного крестьянина Станислаус Бюд-нер, которого в юности прозвали «чудодеем» за то, что свой необычный дар наблюдательности он использует для диковинных занятий, мечется между многочисленными, нередко комичными попытками придать своей жизни некий смысл и неизменно повторяющейся необходимостью подчиниться обстоятельствам и приспособиться к ним. Пекарня, дома мелких буржуа, фронты первой мировой войны и соответственно обучение профессии, работа, армейская служба - все это давало Станислаусу жизненный опыт, но не открывало ему верного жизненного пути, на котором исполнились бы его желания и мечты. Противоречие между нераскрытыми возможностями человека и обезличивающей его эксплуатацией становится мерилом для оценки общественных условий, при которых тот, кто находится на низшей социальной ступеньке, является для других лишь объектом эксплуатации. В конце первой книги, в 1943 году, Станислаус дезертирует из армии и скрывается в уединенном греческом монастыре, чтобы таким образом пережить войну.

Второй том повествует о том, как Бюднер искал свое место в жизни в смутное время первых послевоенных лет. Сталкиваясь с предпринимателями, спекулянтами, сектантами-проповедниками и другими темными личностями, Бюднер начинает зорче вглядываться в жизнь и постепенно находит путь в ряды рабочего класса. Да и его литературные пробы, до сих пор бывшие неудачными, становятся более зрелыми.

Вторая книга трилогии вобрала в себя многие содержательные и стилистические элементы, характерные для творчества Э. Штритматтера в 60-е годы. Использование различных форм повествования, фрагменты-размышления, дневниковые записи, воображаемые диалоги о литературной работе и ее смысле, прямое вмешательство автора в рассказ - все это создает особенно тесный контакт с читателем. Писатель не просто воспроизводит исторические факты, хотя большое многообразие событий дает точное ощущение времени; главным для Штритматтера было желание показать отношение Станислауса К всевозможным поворотам - зачастую

совсем случайным - его непростой жизни. Именно так учится Станислаус разбираться в себе и в окружающем его мире. В стремлении Станислауса к творческому самовыражению его - а также его художническую совесть, «мастера-фавна», который комментирует писательские опыты Станислауса и дает ему советы, - волнуют вопросы искусства в узком смысле этого слова, они являются своего рода призмой, преломляющей его отношение к миру и становление как творческой личности.

Здесь намечен переход к третьей книге, которая, впрочем, имеет вполне определенный собственный абрис. Бюднер стал журналистом и писателем, постепенно завоевывающим признание; он порою довольно субъективен в суждениях о проблемах развивающегося социализма и своенравен по отношению к людям, которые ведут себя иначе, чем он сам; Бюднер пользуется успехом и испытывает горечь поражений, но, как бы он ни заблуждался, он стремится не терять связи с рабочим классом. В конце третьей книги герой показан на склоне своих дней.

В 1983 году опубликован роман Штритматтера «Лавка», в котором писатель вспоминает о своем детстве.

Сходные перемены происходили и в творчестве Юрия Брезана. Если трилогия о Хануше рассказала на примерах недавнего прошлого о вступлении лужицкого народа в новую эру, то теперь в изображении современности Юрий Брезан прибегает к мифологическим мотивам и философским размышлениям. Особенно богатым материалом оказалась легенда о Крабате.

Лужицкая легенда о мастере Крабате давно интересовала Брезана. В 1954 году он перевел на немецкий язык ее вариант, записанный Мерчином Новак-Нехорнским, а в 1968 году он использовал легенду для своей сказки «Черная мельница». Роман «Крабат, или Преображение мира» (1976) наряду с романом «Портрет отца» (1982) стал вершиной творчества Юрия Брезана. Роман Юрия Брезана стал «эпопеей лужицкого народа» 109 и вместе с тем произведением с глубоким философским и художественным содержанием.

Роман вобрал в себя и миф, и конкретные приметы современности, фантазию и реальность, а сюжет романа, по ходу которого Крабат, его друг Якуб Кушк и девушка Смяла предстают в облике персонажей из различных исторических эпох, свободно оперирует и пространством и временем. В «Крабате» воплощены «мечты и чаяния лужицкого народа» и «чувство ответственности

DUuti

за его будущее» 110. В сегодняшнем дне это нашло свое отражение в работе профессора Яна Сербина, который вывел «формулу жизни» и борется против любых попыток использовать ее во вред людям, а в прошлом эта тема отразилась в борьбе его предков, в борьбе лужицкого народа против «Райсен-бергов», своих поработителей. Связь легенды о Крабате с фаустовской миропознавательной темой и с темой противоборства слуги и господина выводит роман за пределы конкретно-исторических и современных событий к главному человеческому событию, к которому отсылают и многие другие моменты романа, имеющие общемировоззренческий характер, - это событие происходит и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, а суть его заключается «в долгих поисках страны счастья», которые не могут быть ни законченной идиллией, ни пессимистической трагедией.

В творчестве Франца Фюмана по-прежнему доминирующую роль играли темы расчета с фашизмом и войной, обличения буржуазного уклада жизни и буржуазного лицемерия. Однако эти темы получили новое звучание в сборнике рассказов «Жонглер в кино, или Остров мечты» (1970), к которому Фюман дал подзаголовок «Штудии буржуазного общества».

Ребенок как объект его произведений и непосредственный адресат играет в творчестве Фюмана значительную роль, что подтверждается сборниками стихотворений «Творение бессмертно» (1957) и «Направление сказки» (1962). Большой заслугой Фюмана явились его литературные пересказы («Рейнеке-Лис», 1964; «Деревянный конь», 1968; «Шекспировские сказки», 1968; «Песнь о Нибелунгах», 1971; «Прометей», 1974), благодаря которым юному читателю открылась важная глава человеческой культуры.

В поэтических переводах Фюмана читатели Германии познакомились с произведениями замечательных венгерских и чешских поэтов. Особенно значительны переводы из венгерских поэтов Эндре Ада, Миклоша Радноти, Милана Фюшта и чешских поэтов Константина Библа, Франтишека Галаса, Витезслава Незвала («Стихи и переводы», 1978).

Важным литературным документом, характеризующим творческий путь Франца Фюмана, стал его дневник с записями о поездке в Венгрию «Двадцать два дня, или Половина жизни» (1973).

С беспощадной правдивостью подводит Фюман итоги первой «половины своей жизни». В своем прежнем творчестве и миропонимании он выявляет то, что больше не может удовлетворить его, и пытается достичь нового духовного и художественного уровня. Впечатления от поездки в Венгрию открывают автору много важного в самом себе и своей творческой задаче: необходимо добиваться полного единства субъективного жизнепроявления с требоваРасцвет литературы Германии

ниями времени и с творчеством. В глубоком осмыслении своих жизненных впечатлений и собственного жизненного опыта Фюман видит наиболее существенный момент своей общественной «подфункции», то есть своего назначения в обществе; понятие «внутренних перемен» занимает в этих размышлениях центральное место.

Мысли о литературе и о взаимоотношениях между литературой и обществом Фюман изложил - наряду с венгерским дневником - в эссеистических работах («Мифический элемент в литературе»; эта работа вошла в книгу «Опыт и противоречия», 1975).

Литература должна помогать людям жить, передавая им жизненный опыт и душевные переживания отдельного человека, необходимо отказаться от слишком утилитарных целей, от конъюнктуры дня во имя осмысления целостности человеческого существования.

В 1978 году Фюманом были опубликованы веселые истории в сборнике «Возлюбленный утренней зари», детская книга «Лошади в Вавилонской башне» (1978) и занимательная книжка «Игры с языком».

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать