Цель: сжато ознакомиться с жизненной и творческой судьбой С. Чернилевского, проанализировать его программные поэзии, а именно: определить идейно-тематическое направление, художественные особенности, выяснить их значение; развивать культуру связной речи учеников, их языковую грамотность; умение выразительно и осознанно читать стихи; прокомментировать ощущения, высказанные в этих произведениях, соотнести их с собственными, пережитыми лично; воспитывать чувство уважения, любви к творчеству С. Чернилевского, родителям, родному дому, близкому человеку, родному краю; прививать познавательный интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет С. Чернилевского, рисунки учеников, библиотека произведений писателя, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Дайте определение поэзии как литературному жанру. (Поэзия (от гр. рoіlo - делаю, создаю) - особая организация художественного языка, который отмечается ритмом и рифмой - стихотворной формой. Отчасти термин «поэзия» употребляется в значении «произведения разных жанров в стихах»).

• Какие жанры имеют поэтические лирические произведения? (Пейзажная, любовная, гражданская, философская)

• Чем вы обязаны своим родителям?

• Где вы любите отдыхать во время летних каникул? Если у бабушке с дедушкой, то почему?

• Какая роль родительского дома в жизни каждого человека? Ответ обоснуйте.

III. Проверка домашней задачи.

Рассмотрение художественных произведений-рисунков учеников на темы: «Мое жилье» и «Отдых у бабушки» с соответствующим комментарием.

Обращается внимание учеников на применение этих рисунков при обсуждении содержания поэзий С. Чернилевского.

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности учеников.

V. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

  • Душа - главное в человеке.
  • Г. Сковорода
  • Есть такие сердца, для которых разлука с матерью - смертное страдание.
  • Такое сердце и у С. Чернилевского.
  • Д. Павлычко.

1. Жизненная судьба С. Чернилевского (материал для учителя).

Станислав Чернилевский (Родился 1950 года).

Поэт, киносценарист. Родился в с. Жваны на Виннитчине. Очень рано потерял отца, который был комбайнером. Многодетная семья осталась без кормильца. Среднее образование получал в школах-интернатах. Закончил Винницкий педагогический институт. Работал учителем, но недолго. С детства грезил киноискусством. Своими силами преодолевая препятствия, он таки поступил на факультет кинорежиссуры Киевского театрального института имени И. Карпенко-Карого. Работал на Киевской киностудии художественных фильмов имени А. Довженко. Писал киносценарии. Однако в его жизни есть еще один притягательный оазис - поэзия. Еще учеником четвертого класса напечатал в районной газете свой первый стих о Тарасе Шевченко. А первый поэтический сборник «Рушник земли» (1984), к которому он шел довольно долго и ответственно, сказал о зрелости его непересекающегося таланта. Является лауреатом премии имени Василия Симоненко.

2. Д. Павлычко о С. Чернилевском.

Из его детских мучений, тоской о маме, первых страждущих ощущений рождались его требовательные понятия человека и мира, эмоциональные волны души, которые проносились через все детство и молодость, чтобы ударить ныне громким прибоем поэтического слова.

(Д. Павлычко. Новозначимая борозда // С. Чернилевский. Рушники земли.- К, 1984.- С.7).

3. Обработка поэтических произведений С. Чернилевского.

3.1. «Теплота семейной любви».

3.1.1. Выразительное чтение поэзии.

3.1.2. Тема: вспоминание писателем о родном доме, собственном детстве, матери, ее доброте, искренности души.

3.1.3. Идея: прославление самого святого для каждого человека - материнской любви, родительского дома, счастливых лет детства.

3.1.4. Основная мысль: каждый человек никогда не забудет и будет помнить то родное место, где он родился, теплоте родительского дома, волшебном детстве.

3.1.5. Обсуждение содержания поэзии с вопросами:

• Какое значение имеет мать для каждого человека? Чем мы ей обязаны?

• Объясните слова из поэзии С. Чернилевского: «Встала мать. Полоской дыма дом привязала к небу».

• Что символизирует огонь в родительском доме? Какая легенда об огне вам известна с 5-го класса?

• С какими чувствами вспоминает поэт собственное детство?

• Можно ли считать поэзию автобиографической? Докажите  это.

• От чего у лирического героя произведения «душа светлеет»?

• Почему, на ваш взгляд, поэту больше всего с детства запомнилось предрассветное утро родного дома?

3.1.6. Художественные особенности произведения:

• метафора: «пламя гуляет по ветвям», «изжога не подвергает пытке сердце», «душа светает»;

• эпитет: «рассветный огонь».

3.2. «Забыла внучка у бабы черевички».

3.2.1. Выразительное чтение поэзии.

3.2.2. Тема: изображение печали бабушки за внучкой, которая, уезжая, забыла свои черевички.

3.2.3. Идея: прославление любви, искренности, доброты бабушки к своей внучке.

3.2.4. Основная мысль: бабушка - это и человек, который способен на все ради счастливого детского смеха, здоровья для своей внучки.

3.2.5. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• Почему внучка приезжала к своей бабушке?

• А посещаете вы своих дедушек, бабушек? Помогаете ли им?

• Как проявляется любовь старших к вам? Что об этом свидетельствует?

• Из-за чего бабушка плакала, когда уезжала внучка?

• Почему дом в поэзии назван опустевшим?

• Что свидетельствует о большой любви бабушки к своей внучке?

• Какое значение в произведении отводится черевичкам?

• С чем связан отъезд внучки?

• О чем свидетельствуют забытые черевички?

3.2.6. Художественные особенности поэзии.

• эпитет: «опустевший дом»;

• метафора: «лето перекатилось», «пыль улеглась», «вышли в небо звезды», «осень опустила ... листок».

VI. Закрепление изученного материала.

1. Решение тестовых задач «Теплота семейной любви».

1. Рассвет еще на оконных стеклах не: а) появился; б) зарозовел; в) не исчез.

2. Чем мать привязала к небу дом? а) золотой цепочкой; б) полоской дыма;

в) семейным теплом.

3. Пламя в печи гуляет по ветвям: а) с удовлетворением; б) живо; в) весело.

4. Продолжите фразу из поэзии:

Одеялом закутывая плечи, Мать не спрашивает, ...

а) не болит ли что; б) почему не сплю; в) буду ли есть.

5. В поэзии С. Чернилевкий вспоминает о:

а) как был маленьким ребенком; б) школьные годы; в) первую любовь.

6. Огонь в произведении назван:

а) рассветным, маминым; б) светлым и волшебным; в) семейным и счастливым.

7. Душа маленького поэта светлеет:

а) перед днем; б) когда ощущает радость от чего-нибудь; в) при получении интересного подарка.

«Забыла внучка у бабы черевички...».

1. Отъезд внучки был связан: а) с тем, что девочке надоело находиться в селе;

б) окончанием лета; в) срочным лечением.

2. Какое художественное средство использовано поэтом в строке: «Перекатилось

лето за село»? а) Сравнение; б) эпитет; в) метафора.