С. Черкасенко. Образ Павлика – душевно красивого и щедрого мальчика

Цель: продолжить работу над анализом произведения С. Черкасенко «Маленький горбун»; раскрыть характер Павлика, его поведение, поступки, отношения с другими детьми, отношение к нему автора, других персонажей; развивать культуру связной речи учеников, память, логическое мышление, сообразительность, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения, делать выводы; рационально использовать учебное время; воспитывать чувство уважения и любви к творчеству С. Черкасенко, его героям, родителям, родному краю; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет С. Черкасенко, библиотечка рассказов писателя о детях; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Что вы понимаете под красотой? Объясните значение внутренней красоты.

• Какие черты характера, поведения, характера вы бы хотели у себя развить, усовершенствовать, сформировать?

• Что свидетельствует о реальности того или иного литературного героя?

• Для чего С. Черкасенко принуждает своего героя страдать? Чем это оправдано?

• Что такое счастье? От чего оно зависит? Считаете ли вы себя счастливыми?

• Исследуйте, можно ли согласиться с тем, что герои произведения С. Черкасенко «Маленький  горбун» счастливые? Собственную мысль обоснуйте.

III. Проверка домашней задачи.

Ученики зачитывают составленный ими план к произведению. Предлагается ориентировочное его содержание согласно частям рассказа.

1. Павлик и его окружение.

2. Сказочный мир мечтаний Павлика.

3. Дети на выгоне.

4. Желание Захара навредить птицам, из-за чего он оскорбил и унизил Павлика.

5. Переживания деда и матери за судьбу мальчика.

6. Согласие между Захаром и Павлом.

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности учеников.

V. Основное содержание урока.

  • Рассказ С. Черкасенко - важный художественный документ своего времени, ценное достижение украинской малой прозы.
  • Алексей Мишанич.

Дело не в том, в чем человек ходит,

а в том, что он в себе носит.

И. В. Омулевский.

1. Обработка образа Павлика.

1.1. План - характеристика героя.

1.1.1. Павлик - сын шахтерской вдовы и внук деда Антипа.

1.1.2. Портрет Павлика. («Небольшая жидковолосая головка его почти пряталась за горбом», «печальные синие глаза», «худые, острые колени»).

1.1.3. Черты характера мальчика:

а) добрый;

б) уважает взрослых (мать, деда);

в) любит природу;

г) вежливый;

д) искренний в отношениях с окружающими;

е) терпимость к оскорблениям со стороны ребят;

ж) сочувственность к страданиям других (зайчик...);

з) чуткий;

и) «кроткий, смирный» (С. Черкасенко о герое);

к) фантазер;

л) духовно богатый.

1.1.4. Павел - душевно красивый и щедрый мальчик.

1.2. Цитатная характеристика Павла:

• отдаленность от окружающих: «Не принятый, сидит здесь, в стороне, и с любопытством следит за игрой»;

• доброта: «...за большим горбом Павлика дети еще не умеют увидеть замечательного сердца его, поэтому боялся, что шалуны обидят мальчика...» (Дед Антип о мальчике).

• подвижность: «...шел переваливаясь, как утка, колыхая своим химерическим горбом, и как-то смешно махал руками, выворачивая ладони»;

• умение общаться с детьми: «...слушали его уважительный, обучающий язык, когда он что рассказывал им или разъясняя, как надо играть, или рассказывая какую-то интересную историю или длинную запутанную сказочку»;

• «память у Павла прекрасная, и он всегда вспоминает свои сны до наименьших деталей...».

• одиночество: «Из-за его страшного горба товарищи сторонились его, и он привык быть большей частью одиноким, в одиночестве со своими мыслями, жил ими, радовался, развлекался ими»;

• кротость, доброта: «...красивый мир маминых сказок сделал и мысли его кроткими, а сердце чутким ко всяким приключениям, которые встречались созданиям маленьким и беззащитным»;

• любовь к природе: «...любил зверей, любил птичек, даже падал в обморок, когда при нем кто с ребят разбивал птичьи яички или скручивал головы воробьям»;

• судьба мальчика (дед): «С их судьбой далеко не заедешь. Жива мамочка, жив дед, то судьба живая, а умрем...» ,«Эх, дала сердце, и не дала красы... А нет красы, нет и счастья. И зачем подверг наказанию Господь?».

2. Обсуждение содержания рассказа с вопросами.

• Прочитайте эпиграф к произведению. В чем его идейное содержание? Кому это произведение посвящено?

• Что означает и кого касается такая фраза из произведения: «Если не принято, то и тот сидит здесь, в стороне, и с любопытством следит за игрой...».

• Кто такой дед Антип? Что мы знаем о его прошлом? («...бывший шахтер, теперь шахтовый конюх»).

• Что было отрадного для Павлика?

• Назовите сказки, которые рассказывала мама сыну? (О деде в красных сапогах, лживой козе рогатой, о зайчике-побегайчике, о Короле и королевне, о Ивасике-Телесике).

• В связи с чем Павлик часто находился в одиночестве?

• Как Павел относился к природе? Чем это объяснить?

• Какие недостатки имел Захар, Явдохи сын? (Курил табак, крал у матери деньги на табак, уничтожал птенцов).

• Опишите Павла, применяя цитаты из произведения.

• Почему Павлик лучше находил общий язык с девушками, чем с ребятами?

• От кого и как терпел обиды Павлик?

• Как понять то, что на лоне природы мальчик ощущал наслаждение и считал себя счастливым? («Любо было ему скользить сапожками по скользкой зеленой целине, дышать на всю грудь чистым, душистым воздухом, лечь где-нибудь на холмике и следить за легенькими тучами в голубизне небесной. Чутким ухом ловил мальчик нежную, звонкую песню жаворонка, который висел недалеко от него в воздухе и трепетал крылышками»).

• Из-за чего возникла ссора между Захаром и Павлом на выгоне?

• О какой судьбе мечтал дед Антип для своего внука?

• Кто же виноват в увечье мальчика? Как об этом указано в произведении?

• Какой была судьба матери Павлика? (Тяжелая, так как служила у господ).

• Как отнесся Павел к тому, что дед хотел отомстить за него Захару? О чем это свидетельствует?

• Что нового мы узнали, прочитав это произведение? В чем необходимость полученных знаний?

• Чем объяснить счастливое окончание произведения?

VI. Закрепление изученного материала.

I. Решение тестовых задач.

1. События в произведении разворачиваются: а) весной; б) зимой; в) летом.

2. Ребята были захвачены игрой: а) в мяч; б) шахматы; в) домино.

3. Дед Антип в прошлом - бывший шахтер, а теперь он:

а) сельскохозяйственный работник; б) шахтовый конюх; в) школьный сторож.

4. Захара Павлик за его быстроту сравнивает: а) с лисицей; б) зайцем; в) куницей.

5. Какой недостаток был у Захара?  а) говорил сплетни и врал; б) обижал людей преклонного возраста; в) курил табак и крал деньги у матери.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент