x x
menu

Рыцари и разбойники в балладах о Робин Гуде

Цель:  познакомить учеников с жанровыми особенностями народной баллады; продолжить работу над понятием «точка зрения», развивать умение определять разные точки зрения, представленные в произведении; углубить знания учеников о композиции произведения, в частности об антитезе и приеме «рассказ в рассказе»; развивать умение анализировать художественный текст, характеризовать героев; развивать навыки выразительного чтения, умение высказывать и аргументировать собственную мысль.

Ход урока.

І. Вступительное слово, мотивация темы.

Наверное, нет человека, который бы не слышал об «благородном разбойнике», «знаменитом юноше» Робин Гуде. И много кто хотел бы с ним встретиться. Одни - просто поговорить, другие - попросить о помощи. Сегодняшнее занятие мы и посвятим этой непересекающейся и противоречивой личности. А именно, познакомимся с новым литературным жанром - фольклорной балладой, оценим характер и поступки героя с точки зрения разных людей, определим, какое место занимает образ Робина Гуда в плеяде народных героев.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1.         Теоретический блок.

•          Какие произведения мы называем эпическими песнями?

•          Какие виды эпических песен вам известны?

•          Кто является  героями этих произведений?

•          Какими чертами народ наделяет своих героев?

•          Почему авторы подчеркивают силу не только своих любимых героев, а и врагов?

2.         Работа над понятием «фольклорная баллада».

Жители многих стран Европы часто после трудового дня или в праздники собирались вместе, чтобы отдохнуть, попеть, потанцевать. Так появилась баллада - танцевальная песня. Но со временем значение слова изменилось.

Народная баллада - лиро-эпическая песня фантастического, историко-героического или социально-бытового содержания с острым, напряженным сюжетом.

Готовясь к сегодняшнему занятию, вы читали и баллады, записанные стихотворным языком, и прозаические пересказы. О Робин Гуда сложено 36 баллад, объединенных в цикл.

•          Дайте определение понятия «цикл произведений».

3.         Составление «Словарика средневековой Англии».

1)         Йомен — свободный крестьянин.

2)         Виллан — крепостной.

3)         Шериф — назначенное королем лицо, которое выполняло административные и судебные обязанности.

4)         Епископ — высший духовный сан.

5)         Герольд — глашатай, вестник при феодале.

6)         Фаворит — любимец знатного лица.

4.         Презентация героев.

Ранее подготовленные ученики представляют героев народных баллад о Робин Гуде: Марион, Малютке Джоне, братье Туке, Вилле Пурпурном, епископе Герфорде, принце Джоне, короле Ричарде Львиное Сердце.

4.1. План презентации.

1.         Имя персонажа.

2.         Рассказ об одном из поступков и его оценка от лица героя.

3.         При каких условиях произошло знакомство с Робин Гудом?

4.         Мысль персонажа о предводителе разбойников.

•          Мы с вами познакомились с откликами разных героев народных баллад о Робин Гуде и видим, что они временами полярно противоположные. Чем это можно объяснить?

Итак, сегодня на занятии мы и определим, кем же был Робин Гуд - рыцарем или разбойником?

ІІІ. Аналитическая работа над содержанием баллад о Робин Гуде.

1. Мир леса и замка в балладе «Как Робин Гуд стал разбойником».

•          Из какой семьи походит Робин Гуд? (Отец - лесник, мать - из благородной семьи. А по другим версиям он является сыном крестьянина).

•          Чем объяснить такое странное объединение родословных линий? (Люди каждого слоя считали Робина «своим» героем).

•          Каким отец и мать видели будущее своего сына? (Отец хотел, чтобы сын стал лесником, а мать - чиновником).

•          Какие преимущества и недостатки выбора каждого из родителей?

  1. Что повлияло на выбор Робином жизненных вкусов? (Лес, прогулки с отцом, рассказы о Зеленом Вилле-Разбойнике).
  2. Чем легендарный герой привлекал мальчика? (Благородством, умением стрелять из лука). Какие миры изображены в балладе? (Мир леса и замка).
  3. Как простой люд относится к шерифу и его фаворитам?
  4. Как жители Ноттингема оценивают соревнование лучников и их участников? (Фаворитов шерифа приветствуют аплодисментами, но перешептываются за их спинами. Вместе с тем искренне радуются успехам «нищего» и «одноглазого»).
  5. Много кто считал, что «нищему» посчастливилось во время стрельбы. Согласны ли вы с этой мыслью? Можно ли сказать, что в тот день Робин получил несколько побед?
  6. Объясните слова вдовы: «Адский ветер гуляет в Шервуде». (В ХІ ст. по приказу короля провели перепись населения, которую англичане назвали «Страшным судом», так как большинство свободных крестьян стали крепостными. Были также изданы «лесные законы», по которым простым людям запрещалось охотиться в королевских лесах).

Кто принес этот «адский ветер» в Шервудский лес?

•          Почему йомены становились «лесными»?

•          Что они при этом теряли и приобретали?

•          Как мир замка ворвался в жизнь Робина Гуда?

•          Какими возникают в этой сцене лесник и его помощники?

•          Почему они заставили Робина стрелять в королевского оленя?

•          Что означает выражение «оказаться вне закона»?

•          Кто виноват в том, что добрый мальчик стал разбойником?

•          Мог ли он избежать этой судьбы?

•          Почему Робин пошел на соревнование лучников, хотя и знал, что на него уже охотятся, будто на зверя?

•          Почему мир леса стал «своим» для Робина?

•          Почему именно победитель соревнований в Ноттингеме должен был стать предводителем разбойников? (Лесные понимали, что ими должен руководить мужчина не только сильный и ловкий, а, прежде всего, умный).

•          Кто стал бы предводителем, если бы Робин не победил? (Скорее всего, Вилл Стютли).

•          Почему Вилл удостоверяет победу Робина, тем самым отдавая ему звание предводителя? (Для Вилла важнее интересы товарищей, а не власть, которую он мог получить).

•          Можно ли сказать, что миры леса и замка противопоставлены друг другу?

•          Как называется такой композиционный прием? (Антитеза).

•          Как переплетаются эти миры? (В судьбе Робин Гуда; лесники, которые принадлежат миру замка, живут в лесу).

•          Влияют ли эти миры друг на друга? (Да, представители замка привносят в лес свои законы, а отряд Робин Гуда из леса несет законы справедливости в город).

1.1. Клятва лесных.

•          Опишите, где и когда отряд Робин Гуда давал клятву.

«В тот вечер еще долго вокруг костра звучали бодрые песни и точились веселые разговоры. Отряд подарил Робин Гуду рожок, которым он должен был созвать своих бойцов. Все торжественно поклялись, что, забирая деньги и добро у богатеев, они всячески будут помогать бедным и обездоленным и никогда не причинят бед женщине, - пусть то будет девушка, замужняя молодица или вдова. Клятву давали под развесистым пышнолистым деревом, при багряных вспышках, за добрым ужином и кружкой пива».

•          Какое настроение властвует в отряде?

•          Почему все радуются?

•          Как эта клятва характеризует героев?

•          Почему их назвали не разбойниками, а бойцами? (Они не грабители, а воины-защитники обездоленных).

•          Почему, давая клятву, отряд сидит вокруг костра? (Огонь - символ душевного тепла. Круг - символ вечности и единства).

  Почему ее давали именно под высоким развесистым дубом? (Дерево - символ жизни. Дуб - символ сильного мужчины. Кроме того, это аллюзия на Мировое дерево. Таким образом, утверждается мысль, что отряд Робин Гуда дает простым людям надежду на жизнь, в противоположность вельможам, которые принесли «адский ветер»).

•          Можем ли сказать, что эта клятва напоминает морально-этический кодекс рыцаря? Докажите свою мысль.

1.2. Письменный ответ на вопрос.

•          Почему в балладе о Робин Гуде сказано: «Разбойник судьбой он был и рыцарь в душе»?

2. Работа над композицией и содержанием баллады «Как Робин Гуд подверг наказанию Гая Гисборна».

•          Из скольких частей состоит эта баллада?

•          О каких событиях они рассказывают? (Истории Маленького Джона и Робин Гуда).

•          Какой композиционный прием использовали авторы? (Рассказ в рассказе).

•          Как связаны части между собой? Что нового мы узнали о отряде Робина?

•          Почему Маленький Джон сдался в плен, хотя смерть в бою почетнее, чем на виселице?

•          Почему герой спокойный даже тогда, когда ему на шею набросили петлю? (Уверен, что друзья не оставят в беде).

•          Вилл Пурпурный привел отряд спасать Маленького Джона. Почему лесные пошли в бой, хотя знали, что могут потерять не только пленного товарища, а и собственные жизни? (Спасая других, они дарят себе уверенность в том, что и их не оставят в беде).

•          Найдите в первом абзаце выражения, которые выражают отношение народа к шерифу. («Аж из шкуры пыжился», «носился по лесу»).

•          В тексте употреблен эпитет «горемычный».  Действительно ли англичане жалели шерифа? (Нет, это точка зрения самого шерифа на его собственное положение).

•          Почему шериф «горемычный»? (Может потерять должность).

•          Почему шериф решил дать денежное вознаграждение за голову Робин Гуда?

2.1.      Работа в группах.

1-я группа: Определите положительные черты характера Гая Гисборна.

2-я группа: Определите отрицательные черты характера Гая Гисборна.

3-я группа: Что дает основание считать Гая Гисборна рыцарем?

4-я группа: можно ли Гая Гисборна считать разбойником? Почему?

Итог. На основе выводов групп найдем ответ на вопрос: «В чем двойственность характера Гая Гисборна?» (С самого начала его представляют как «наемного рыцаря», а это невозможно, поскольку настоящий рыцарь служит не за деньги, а по призыву сердца. Он походит из благородной семьи, но его поведение нельзя назвать благородным. Он хорошо владеет оружием, но использует его как наемник).

•          Почему в балладе подробно описан не только Гай Гисборн, а и шериф и его люди? (Таким образом показано, что рыцари- разбойники — типичный образ того времени).

2.2.      Поединок Робин Гуда и Гая Гисборна.

•          Как герои отнеслись друг к другу при первой встрече?

•          Почему Робин «гостеприимно поздоровался», а Гай Гисборн «грохнул»? (Робин гостеприимно принимает в своем «доме» гостя, а рыцарь считает себя хозяином, так как имеет титул и полномочия от короля).

•          Что дает Гаю Гисборну право гордиться своим именем?

•          Почему Робин Гуд не разделяет этой уверенности рыцаря?

•          По какой причине Робин Гуд не сразу начал бой с рыцарем, а некоторое время вел с ним дискуссию?

•          Почему Гай Гисборн уверен в своей правоте, считая Робина преступником, и не хочет принять объяснения мотивов неприятеля?

•          Сопоставьте «преступления» Робина и «подвиги» Гая Гисборна. Согласны ли вы с мыслью, что наемник «сам накликал на себя беду»?

•          Найдите слова, которыми охарактеризован поединок. («Это был такой поединок, который редко кому приходится видеть…»).

•          Почему поединок назван поединком?

•          Какие правила рыцарского поединка нарушает Гай Гисборн?

•          Как Робин расценил смерть соперника? Как это его характеризует?

•          Чем этот поединок необыкновенный?

•          Можем ли сказать, что нам показан лишь бой двух мужчин? (Нет, это поединок двух миров, двух рыцарей).

•          Почему Робин Гуда в этом бою можно назвать рыцарем?

•          Найдите ключевое слово в названии баллады. («Подверг наказанию»).

•          За что Робин Гуд подверг наказанию Гая Гисборна?

•          В балладе отображены взгляды двух миров. Какая же точка зрения побеждает?

2.3. Письменный ответ на вопрос.

•          Кто является рыцарями и разбойниками в балладах о Робин Гуде?

IV. Обобщение.

•          Определите друзей и врагов Робин Гуда. Кого больше и почему?

•          Почему король Ричард Львиное Сердце не только оправдал Робин Гуда, но и взял к себе на службу?

1. Составление плана характеристики героя.

Раньше времени подготовленные ученики читают отрывки баллад, которые раскрывают разные грани характера Робин Гуда. На основе прочитанного и полученных на модуле знаний составляется план характеристики героя.

1)         Он доблестно и честно жил, Он несправедливости сердцем не любил. С ним гуляли молодцы - Бесстрашные вольные стрельцы, Среди которых он первым был, Чем славу Англии получил.

2)         Он за наилучших друзей имел Обездоленных всех, А багачей насмерть пугал Его охотничий рог. Тринадцать лет Роб славно жил В лесной глуши. Разбойник судьбой он был И рыцарь - в душе.

3)         — Привет, шериф! — сказал Роб. — Будь нашим гостем. 

Лишь помни: твоя жизнь Висит на волоске. И чтобы сегодня угодить Малютке Джону, Жизнь дарим тебе Мы, пасынки закона.

4)         О спасении Малютки Джона:

  • Роб целую милю нес его,
  • На землю часто клал,
  • Чтобы бы пустить пару стрел,
  • Так как враг наседал.
  • 5) И только Робин Гуд услышал,
  • Что смерть ждет Вилла,
  • К себе созвал он рожком
  • Свое воинство смелое.
  • И все торжественно поклялись,
  • Готовые идти в бой,
  • Освободит товарища или положит голову.
  • Вилл Стютли — шерифу:
  • — Ни за что Роба не одолеть
  • Твоей собачьей стае,
  • А как тебя захочет Роб –
  • Беспощадно подвергнет наказанию!

2. Ассоциативный ряд.

• Образовать ассоциативные ряды, объединив героев, известных вам из произведений мировой и украинской литератур, на основе общих черт характера и поступков.

1)         Робин Гуд - Зеленый Вилли-Разбойник, оторяд, О. Довбуш, У. Кармелюк.

2)         Мать Юговичей - Кримгильда (в первой части эпоса), матери богатырей, частично Марион.

3)         Илья Муромец - богатыри, Зигфрид, в определенной мере Робин Гуд как защитник народа.

Как видим, Робин Гуд пережил века. Он был любимым героем английского народа в далекие средние века. Но и сегодня о нем пишут книги, снимают кинофильмы. Ведь и в наше время мы нуждаемся в надежде на то, что в жизни все будет происходить по законам справедливости.

V. Домашняя задача.

1.         Обработать теоретический материал, изученный на протяжении модульного занятия.

2.         Повторить содержание произведений и определения, изученные на протяжении триместра.

3.         Индивидуальные задачи: подготовить рассказы шпильмана, гусляра, йомена.

4.         Создать герб одного из героев эпических песен. Объяснить символику использованных элементов и цветов.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать