Цель: познакомить учеников с жанровыми особенностями народной баллады; продолжить работу над понятием «точка зрения», развивать умение определять разные точки зрения, представленные в произведении; углубить знания учеников о композиции произведения, в частности об антитезе и приеме «рассказ в рассказе»; развивать умение анализировать художественный текст, характеризовать героев; развивать навыки выразительного чтения, умение высказывать и аргументировать собственную мысль.
Ход урока.
І. Вступительное слово, мотивация темы.
Наверное, нет человека, который бы не слышал об «благородном разбойнике», «знаменитом юноше» Робин Гуде. И много кто хотел бы с ним встретиться. Одни - просто поговорить, другие - попросить о помощи. Сегодняшнее занятие мы и посвятим этой непересекающейся и противоречивой личности. А именно, познакомимся с новым литературным жанром - фольклорной балладой, оценим характер и поступки героя с точки зрения разных людей, определим, какое место занимает образ Робина Гуда в плеяде народных героев.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Теоретический блок.
• Какие произведения мы называем эпическими песнями?
• Какие виды эпических песен вам известны?
• Кто является героями этих произведений?
• Какими чертами народ наделяет своих героев?
• Почему авторы подчеркивают силу не только своих любимых героев, а и врагов?
2. Работа над понятием «фольклорная баллада».
Жители многих стран Европы часто после трудового дня или в праздники собирались вместе, чтобы отдохнуть, попеть, потанцевать. Так появилась баллада - танцевальная песня. Но со временем значение слова изменилось.
Народная баллада - лиро-эпическая песня фантастического, историко-героического или социально-бытового содержания с острым, напряженным сюжетом.
Готовясь к сегодняшнему занятию, вы читали и баллады, записанные стихотворным языком, и прозаические пересказы. О Робин Гуда сложено 36 баллад, объединенных в цикл.
• Дайте определение понятия «цикл произведений».
3. Составление «Словарика средневековой Англии».
1) Йомен — свободный крестьянин.
2) Виллан — крепостной.
3) Шериф — назначенное королем лицо, которое выполняло административные и судебные обязанности.
4) Епископ — высший духовный сан.
5) Герольд — глашатай, вестник при феодале.
6) Фаворит — любимец знатного лица.
4. Презентация героев.
Ранее подготовленные ученики представляют героев народных баллад о Робин Гуде: Марион, Малютке Джоне, братье Туке, Вилле Пурпурном, епископе Герфорде, принце Джоне, короле Ричарде Львиное Сердце.
4.1. План презентации.
1. Имя персонажа.
2. Рассказ об одном из поступков и его оценка от лица героя.
3. При каких условиях произошло знакомство с Робин Гудом?
4. Мысль персонажа о предводителе разбойников.
• Мы с вами познакомились с откликами разных героев народных баллад о Робин Гуде и видим, что они временами полярно противоположные. Чем это можно объяснить?
Итак, сегодня на занятии мы и определим, кем же был Робин Гуд - рыцарем или разбойником?
ІІІ. Аналитическая работа над содержанием баллад о Робин Гуде.
1. Мир леса и замка в балладе «Как Робин Гуд стал разбойником».
• Из какой семьи походит Робин Гуд? (Отец - лесник, мать - из благородной семьи. А по другим версиям он является сыном крестьянина).
• Чем объяснить такое странное объединение родословных линий? (Люди каждого слоя считали Робина «своим» героем).
• Каким отец и мать видели будущее своего сына? (Отец хотел, чтобы сын стал лесником, а мать - чиновником).
• Какие преимущества и недостатки выбора каждого из родителей?
- Что повлияло на выбор Робином жизненных вкусов? (Лес, прогулки с отцом, рассказы о Зеленом Вилле-Разбойнике).
- Чем легендарный герой привлекал мальчика? (Благородством, умением стрелять из лука). Какие миры изображены в балладе? (Мир леса и замка).
- Как простой люд относится к шерифу и его фаворитам?
- Как жители Ноттингема оценивают соревнование лучников и их участников? (Фаворитов шерифа приветствуют аплодисментами, но перешептываются за их спинами. Вместе с тем искренне радуются успехам «нищего» и «одноглазого»).
- Много кто считал, что «нищему» посчастливилось во время стрельбы. Согласны ли вы с этой мыслью? Можно ли сказать, что в тот день Робин получил несколько побед?
- Объясните слова вдовы: «Адский ветер гуляет в Шервуде». (В ХІ ст. по приказу короля провели перепись населения, которую англичане назвали «Страшным судом», так как большинство свободных крестьян стали крепостными. Были также изданы «лесные законы», по которым простым людям запрещалось охотиться в королевских лесах).
Кто принес этот «адский ветер» в Шервудский лес?
• Почему йомены становились «лесными»?
• Что они при этом теряли и приобретали?
• Как мир замка ворвался в жизнь Робина Гуда?
• Какими возникают в этой сцене лесник и его помощники?
• Почему они заставили Робина стрелять в королевского оленя?
• Что означает выражение «оказаться вне закона»?
• Кто виноват в том, что добрый мальчик стал разбойником?
• Мог ли он избежать этой судьбы?
• Почему Робин пошел на соревнование лучников, хотя и знал, что на него уже охотятся, будто на зверя?
• Почему мир леса стал «своим» для Робина?
• Почему именно победитель соревнований в Ноттингеме должен был стать предводителем разбойников? (Лесные понимали, что ими должен руководить мужчина не только сильный и ловкий, а, прежде всего, умный).
• Кто стал бы предводителем, если бы Робин не победил? (Скорее всего, Вилл Стютли).
• Почему Вилл удостоверяет победу Робина, тем самым отдавая ему звание предводителя? (Для Вилла важнее интересы товарищей, а не власть, которую он мог получить).
• Можно ли сказать, что миры леса и замка противопоставлены друг другу?
• Как называется такой композиционный прием? (Антитеза).
• Как переплетаются эти миры? (В судьбе Робин Гуда; лесники, которые принадлежат миру замка, живут в лесу).
• Влияют ли эти миры друг на друга? (Да, представители замка привносят в лес свои законы, а отряд Робин Гуда из леса несет законы справедливости в город).
1.1. Клятва лесных.
• Опишите, где и когда отряд Робин Гуда давал клятву.
«В тот вечер еще долго вокруг костра звучали бодрые песни и точились веселые разговоры. Отряд подарил Робин Гуду рожок, которым он должен был созвать своих бойцов. Все торжественно поклялись, что, забирая деньги и добро у богатеев, они всячески будут помогать бедным и обездоленным и никогда не причинят бед женщине, - пусть то будет девушка, замужняя молодица или вдова. Клятву давали под развесистым пышнолистым деревом, при багряных вспышках, за добрым ужином и кружкой пива».
• Какое настроение властвует в отряде?
• Почему все радуются?
• Как эта клятва характеризует героев?
• Почему их назвали не разбойниками, а бойцами? (Они не грабители, а воины-защитники обездоленных).
• Почему, давая клятву, отряд сидит вокруг костра? (Огонь - символ душевного тепла. Круг - символ вечности и единства).
Почему ее давали именно под высоким развесистым дубом? (Дерево - символ жизни. Дуб - символ сильного мужчины. Кроме того, это аллюзия на Мировое дерево. Таким образом, утверждается мысль, что отряд Робин Гуда дает простым людям надежду на жизнь, в противоположность вельможам, которые принесли «адский ветер»).
• Можем ли сказать, что эта клятва напоминает морально-этический кодекс рыцаря? Докажите свою мысль.
1.2. Письменный ответ на вопрос.
• Почему в балладе о Робин Гуде сказано: «Разбойник судьбой он был и рыцарь в душе»?
2. Работа над композицией и содержанием баллады «Как Робин Гуд подверг наказанию Гая Гисборна».
• Из скольких частей состоит эта баллада?
• О каких событиях они рассказывают? (Истории Маленького Джона и Робин Гуда).
• Какой композиционный прием использовали авторы? (Рассказ в рассказе).
• Как связаны части между собой? Что нового мы узнали о отряде Робина?
• Почему Маленький Джон сдался в плен, хотя смерть в бою почетнее, чем на виселице?
• Почему герой спокойный даже тогда, когда ему на шею набросили петлю? (Уверен, что друзья не оставят в беде).
• Вилл Пурпурный привел отряд спасать Маленького Джона. Почему лесные пошли в бой, хотя знали, что могут потерять не только пленного товарища, а и собственные жизни? (Спасая других, они дарят себе уверенность в том, что и их не оставят в беде).
• Найдите в первом абзаце выражения, которые выражают отношение народа к шерифу. («Аж из шкуры пыжился», «носился по лесу»).
• В тексте употреблен эпитет «горемычный». Действительно ли англичане жалели шерифа? (Нет, это точка зрения самого шерифа на его собственное положение).
• Почему шериф «горемычный»? (Может потерять должность).
• Почему шериф решил дать денежное вознаграждение за голову Робин Гуда?
2.1. Работа в группах.
1-я группа: Определите положительные черты характера Гая Гисборна.
2-я группа: Определите отрицательные черты характера Гая Гисборна.
3-я группа: Что дает основание считать Гая Гисборна рыцарем?
4-я группа: можно ли Гая Гисборна считать разбойником? Почему?
Итог. На основе выводов групп найдем ответ на вопрос: «В чем двойственность характера Гая Гисборна?» (С самого начала его представляют как «наемного рыцаря», а это невозможно, поскольку настоящий рыцарь служит не за деньги, а по призыву сердца. Он походит из благородной семьи, но его поведение нельзя назвать благородным. Он хорошо владеет оружием, но использует его как наемник).
• Почему в балладе подробно описан не только Гай Гисборн, а и шериф и его люди? (Таким образом показано, что рыцари- разбойники — типичный образ того времени).
2.2. Поединок Робин Гуда и Гая Гисборна.
• Как герои отнеслись друг к другу при первой встрече?
• Почему Робин «гостеприимно поздоровался», а Гай Гисборн «грохнул»? (Робин гостеприимно принимает в своем «доме» гостя, а рыцарь считает себя хозяином, так как имеет титул и полномочия от короля).
• Что дает Гаю Гисборну право гордиться своим именем?
• Почему Робин Гуд не разделяет этой уверенности рыцаря?
• По какой причине Робин Гуд не сразу начал бой с рыцарем, а некоторое время вел с ним дискуссию?
• Почему Гай Гисборн уверен в своей правоте, считая Робина преступником, и не хочет принять объяснения мотивов неприятеля?
• Сопоставьте «преступления» Робина и «подвиги» Гая Гисборна. Согласны ли вы с мыслью, что наемник «сам накликал на себя беду»?
• Найдите слова, которыми охарактеризован поединок. («Это был такой поединок, который редко кому приходится видеть…»).
• Почему поединок назван поединком?
• Какие правила рыцарского поединка нарушает Гай Гисборн?
• Как Робин расценил смерть соперника? Как это его характеризует?
• Чем этот поединок необыкновенный?
• Можем ли сказать, что нам показан лишь бой двух мужчин? (Нет, это поединок двух миров, двух рыцарей).
• Почему Робин Гуда в этом бою можно назвать рыцарем?
• Найдите ключевое слово в названии баллады. («Подверг наказанию»).
• За что Робин Гуд подверг наказанию Гая Гисборна?
• В балладе отображены взгляды двух миров. Какая же точка зрения побеждает?
2.3. Письменный ответ на вопрос.
• Кто является рыцарями и разбойниками в балладах о Робин Гуде?
IV. Обобщение.
• Определите друзей и врагов Робин Гуда. Кого больше и почему?
• Почему король Ричард Львиное Сердце не только оправдал Робин Гуда, но и взял к себе на службу?
1. Составление плана характеристики героя.
Раньше времени подготовленные ученики читают отрывки баллад, которые раскрывают разные грани характера Робин Гуда. На основе прочитанного и полученных на модуле знаний составляется план характеристики героя.
1) Он доблестно и честно жил, Он несправедливости сердцем не любил. С ним гуляли молодцы - Бесстрашные вольные стрельцы, Среди которых он первым был, Чем славу Англии получил.
2) Он за наилучших друзей имел Обездоленных всех, А багачей насмерть пугал Его охотничий рог. Тринадцать лет Роб славно жил В лесной глуши. Разбойник судьбой он был И рыцарь - в душе.
3) — Привет, шериф! — сказал Роб. — Будь нашим гостем.
Лишь помни: твоя жизнь Висит на волоске. И чтобы сегодня угодить Малютке Джону, Жизнь дарим тебе Мы, пасынки закона.
4) О спасении Малютки Джона:
- Роб целую милю нес его,
- На землю часто клал,
- Чтобы бы пустить пару стрел,
- Так как враг наседал.
- 5) И только Робин Гуд услышал,
- Что смерть ждет Вилла,
- К себе созвал он рожком
- Свое воинство смелое.
- И все торжественно поклялись,
- Готовые идти в бой,
- Освободит товарища или положит голову.
- Вилл Стютли — шерифу:
- — Ни за что Роба не одолеть
- Твоей собачьей стае,
- А как тебя захочет Роб –
- Беспощадно подвергнет наказанию!
2. Ассоциативный ряд.
• Образовать ассоциативные ряды, объединив героев, известных вам из произведений мировой и украинской литератур, на основе общих черт характера и поступков.
1) Робин Гуд - Зеленый Вилли-Разбойник, оторяд, О. Довбуш, У. Кармелюк.
2) Мать Юговичей - Кримгильда (в первой части эпоса), матери богатырей, частично Марион.
3) Илья Муромец - богатыри, Зигфрид, в определенной мере Робин Гуд как защитник народа.
Как видим, Робин Гуд пережил века. Он был любимым героем английского народа в далекие средние века. Но и сегодня о нем пишут книги, снимают кинофильмы. Ведь и в наше время мы нуждаемся в надежде на то, что в жизни все будет происходить по законам справедливости.
V. Домашняя задача.
1. Обработать теоретический материал, изученный на протяжении модульного занятия.
2. Повторить содержание произведений и определения, изученные на протяжении триместра.
3. Индивидуальные задачи: подготовить рассказы шпильмана, гусляра, йомена.
4. Создать герб одного из героев эпических песен. Объяснить символику использованных элементов и цветов.