x x
menu

Русская литература 1950-1990-х годов: обзор с обсуждением романа В. П. Астафьева «Прокляты и убиты»

Цель:
Ознакомить учащихся с наиболее значительными явлениями современной литературы; дать целостное представление о литературе от периода «оттепели» до «постсоветского» периода; развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; совершенствовать и развивать умение творческого чтения, интерпретации художественного произведения; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся. Оборудование:
Учебник, портрет В. П.

астафьева, иллюстрации. Прогнозируемые
Результаты:
Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об основных тенденциях развития русской литературы 1950-1990-х гг.; используя дополнительный материал, выступают с сообщением на заданную тему; участвуют в обсуждении одного из произведений (роман В. П. астафьева «Прокляты и убиты»).

Форма проведения:
Урок-семинар. ХОД УРОКА Организационный

Этап
Актуализация

Опорных

Знаний
Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III
.

Постановка

Цели

И

Задач

Урока

Мотивация

Учебной

Деятельности
Учитель. Следующим значимым этапом в развитии русской литературы был период второй половины XX в. Вторая мировая Война закончилась победой великого народа, и перед литературой встали новые задачи. В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов: • поздний сталинизм (1946-1953 гг.); • «оттепель» (1953-1965 гг.

); • застой (1965-1985 гг.); • перестройка (1985-1991 гг. ); • реформы (1991-1998 гг.) В прозе первого послевоенного десятилетия художественные поиски были весьма интенсивными, напряжёнными и интересными. Начатое в то время осмысление современности и недавнего прошлого получило дальнейшее углубление и развитие в последующие годы. литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

Об основных тенденциях развития русской литературы этого периода и пойдёт разговор сегодня на уроке. IV

Работа

Над

Темой

Урока
. лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.) — Большое место в русской литературе второй половины XX в.

заняла тема военных действий. Писатели более углубленно и обстоятельно анализировали духовный мир народа в те годы. В. П. Некрасов, Б. Н.

Полевой, В. Ф. Панова, Э.

Г. Казакевич и другие прослеживали его путь в связи с бурным течением событий. Перед читателем прошли судьбы разных героев, но всех их объединяла одна идея — осознания своего места в жизни. Они знали, что ход и итог битвы зависит от того, как каждый из них выполнит свой гражданский долг. Подвиги романтически приукрашивались, самоотдача героев родине послужила маяком для новых поколений, для тех, кто жил в мирное время.

В литературе 1950-1990-х гг. ведущую роль играет роман.

так было и в Советской России, и в зарубежье. Жанр повести значил меньше, но в советской литературе второй половины XX в.

его роль возросла, появились писатели, работающие преимущественно и исключительно в этом жанре. Писалось немало рассказов. Огромными «панорамными романами» с действием, иногда растягиваемым на ряд десятилетий, прославилась «секретарская» литература (создававшаяся секретарями правления Союза писателей — литературным начальством) в период «застоя». Но в 1958–1978 гг. появилась и ценная, во многом новаторская тетралогия Ф. а.

Абрамова «Братья и сёстры» (первоначально трилогия «Пряслины»). В обзоре «русская литература 1950–1990-х гг.» можно выделить три темы: y «Проза о Великой Отечественной войне 1950–1990-х гг. »; y «“Деревенская” проза 1960–1980-х гг.»; y «Нравственные искания прозаиков этих лет».

Осмысление войны как величайшей трагедии народа пришло в конце 1950-х — начале 1960-х гг. С именами Г. Я. Бакланова, В. В. Быкова, К.

Д. Воробьёва, В.

О. Богомолова, Ю. В. Бондарева связана вторая волна военной прозы. В критике она была названа «лейтенантской»: артиллеристы Г. Я. Бакланов и Ю.

В. Бондарев, пехотинцы В. В. Быков и Ю. Д. Гончаров, кремлёвский курсант К. Д.

Воробьёв на войне были лейтенантами. За их повестями закрепилось и другое название — произведения «окопной правды». В этом определении значимы оба слова. Они отражают стремление писателей отразить сложный трагический ход войны «так, как это было» — с предельной правдой во всём, во всей обнажённости трагедии. Предельная приближенность к человеку на войне, окопная жизнь солдат, судьба батальона, роты, взвода, события, совершающиеся на пяди земли, сосредоточенность на отдельном боевом эпизоде, чаще всего трагедийном,— вот что отличает повести В.

В. Быкова «Круглянский мост» (1968), «атака с ходу» (1969), Г. Я. Бакланова «Пядь земли» (1959), Ю. В. Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), Б.

л. Васильева «а зори здесь тихие…» (1969). личный фронтовой опыт писателей, пришедших в литературу непосредственно с переднего края, подсказывал им делать упор на описании трудностей жизни на войне. Они считали их преодоление подвигом не меньшим, чем совершённый при исключительных обстоятельствах героический поступок.

Движение прозы о Великой Отечественной войне можно представить так: от книги В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда» — к произведениям «окопной правды» — к роману-эпопее (трилогия К. м.

Симонова «Живые и мёртвые» (1959), дилогия В. С.

Гроссмана «Жизнь и судьба» (1950–1959), дилогия В. П. астафьева «Прокляты и убиты» (1995)).

В середине 1990-х гг., в канун 50-летия окончания войны, четверо признанных писателей публикуют новые произведения о войне: Y В. П. Астафьев, роман «Прокляты и убиты»; Y Г.

Н. Владимов, роман «Генерал и его армия»; Y а. И. Солженицын, рассказ «На краях»; Y Г. Я.

Бакланов, роман «И тогда приходят мародёры». Все эти произведения представляют собой новые подходы к осмы слению Великой Отечественной войны, содержат серьёзные обобщения: о цене победы, о роли исторических лиц (И. В. Сталина, Г. К.

Жукова, Н. С.

Хрущёва, генерала Власова), о послевоенной судьбе фронтового поколения. В 1950-е гг. стали появляться произведения и о духовной жизни деревни. Понятие «деревенская» проза появилось в начале 1960-х гг. Это одно из наиболее плодотворных направлений в советской литературе.

Оно представлено многими самобытными произведениями: «Владимирские просёлки» и «Капля росы» В. а. Солоухина, «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы» В. м.

Белова, «мат-рёнин двор» а. И. Солженицына, «Последний поклон» В.

П. астафьева, рассказы В. м. Шукшина, Е. И. Носова, пове сти В.

В. распутина и В.

Ф. тендрякова, романы Ф. а. абрамова и Б. а. можаева. В литературу пришли сыновья крестьян, каждый из них мог сказать о себе те самые слова, которые написал в рассказе «Угощаю рябиной» поэт а.

Я. Яшин: «Я есть сын кресть янина… меня касается всё, что делается на этой земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил; на полях, которые ещё плугом пахал, на пожнях, которые исходил с косой и где метал сено в стога». Такие писатели, как В. Ф.

тендряков, В. м. Шукшин, Е. И.

Носов, П. Проскурин, В. а. Солоухин, В. П.

астафьев, В. И. Белов и другие рассказывали о сложных процессах колхозной жизни, о трудностях, конечно, передавая всё это с романтической приподнятостью. Поэтому книги их глубоко оптимистичны, основаны на вере в силы тружеников. В тот период так называемая «деревенская проза» была очень популярной. Творческих людей интересовала не только современность, они пробовали анализировать прошлое. Писатели старшего поколения обратились к годам своей юности, иначе взглянули на события тех лет.

«Год великого перелома» — под таким названием вошла в историю пора «сплошной коллективизации» (1929–1930). В литературе это историческое явление отражено достаточно широко. Это и понятно: большое, переломное событие всегда находит своё многоаспектное освещение. В 1930-е гг. вышли такие произведения, как «Поднятая целина» м. а. Шолохова, «Страна муравия» а.

т. твардовского, были написаны повести а. П. Платонова «Котлован», «Впрок».

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать