x x
menu

Романтические и реалистические элементы в поэтике романа «Герой нашего времени». Особенности художественного времени, образа автора и картин природы

Цель: раскрыть актуальность проблематики романа «Герой нашего времени»; обобщить сведения об элементах романа; развивать чувство ответственности перед обществом и желание противостоять бездуховности, жестокости, лицемерию; развивать языковую культуру и толерантное отношение к окружающим, чувство гуманизма.

Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.

Ход урока.

I. объявление темы и цели урока. актуализация опорных знаний.

1. Разгадывание кроссворда, подготовленного учителем.

 

    1                  
  2                
  3                    
    4            
  5                    
6              
  7                    
    8            
  9            

1.  Фамилия Мэри. (Лиговская).

2.  Фамилия главного героя произведения «Герой нашего времени». (Печорин).

3.  Фамилия разжалованного офицера, с которым состоялась дуэль главного героя произведения. (Грушницкий).

4.  Имя штабс-капитана, от которого впервые автор услышал рассказ о Григории Александровиче. (Максим).

5.  Название горы, у подножия которой автор встретился со штабс-капитаном (Койшаурская).

6.  Название повести, которая хронологически является первой. («Тамань»).

7.  Название города, в котором происходят основные события повести «Княжна Мэри». (Пятигорск).

8.  Укажите жанр произведения Лермонтова «Герой нашего времени». (Роман).

9.  Место, где происходят события, описанные в произведении Лермонтова «Герой нашего времени». (Кавказ).

Ключевое слово: автор произведения «Герой нашего времени» (Лермонтов).

II. Работа над темой урока.

1. Сообщения учеников с опережающей задачей Особенности художественного времени, образа автора и картин природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

Какой   бы   ужасной   не   была   мировая   волна,   которая   тянулась с 1825 года через тридцатые и сороковые,- годы эти для русского освободительного движения не прошли напрасно. Они казались мертвым затишьем. Вокруг спокойно текла, по выражению Герцена, «глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором - бесформенная и безголосая масса низин, рабской покорности и зависти, которая захватывает и сжимает все».

Сохранить в себе веру в будущее вопреки всей безрадостности реальных впечатлений, найти в себе силы если не для прямой политической борьбы, то для деятельной работы во имя будущей победы истины, свободы, гуманности было задачей очень сложной. Для этого нужно было иметь не только благородное сердце. Для этого нужно было пройти длинный соблазн мыслей, нужно было достичь той глубины и ясности исторического прозрения, за которым вера в будущее становится вымученным убеждением. Нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине.

Прогрессивные люди николаевской эпохи увидели эти пути. Ярчайшие примеры - Белинский, Герцен, Огарев. Но это были не все, а лишь избранные. Большинство просвещенных людей составляли как раз тех, что не умели или не успели найти эту ясность цели, отдать свои силы борьбе, у кого обычный канцелярский распорядок жизни забирал любую веру в целесообразность служения добру, веру в будущую его победу.

Доминирующим типом эпохи был тип человеческой личности, известный под печальным названием «лишнего человека». Григорий Александрович Печорин, с которым познакомилось русское общество в 1839-1840 годах, принадлежал к этому типу.

Ни одно произведение Лермонтова не получило столько противоположных, противоречивых откликов, как роман «Герой нашего времени». Время его создания было богато на значительные события в тогдашней общественно-литературной жизни страны. Русская община внимательно следила за новыми веяниями с Запада, старалась осмыслить ход исторического развития в России с разных точек зрения. Вместе с тем в России началось заметное оживление общественной мысли - рождалась славянофильская идеология. Тяжело и постепенно возникала и противоположная ей идеология - революционно-демократическая. Если на Западе романтизм не сдавал своих позиций, то в России гений Пушкина уже обусловил победу реалистического направления. В этой обстановке идейных и литературных тенденций Лермонтов создает роман, который вобрал все несовершенство эпохи и воплотил это несовершенство в герое, который постоянно экспериментирует и анализирует.

«Герой нашего времени» возник из цикла повестей или рассказов, которые объединяет один герой и непривычный характер приключений, которые выпали на его судьбу.

 

На протяжении всего романа мы постоянно ощущаем присутствие автора, который не просто точно передает ход событий, а и комментирует переживания, мысли, порывы души своих героев, дает собственные оценки поступкам, при этом никого не осуждая, а стараясь понять и объяснить все, что происходит. С этой целью автор использует своеобразные лирические отступления и описания картин природы, которые помогают глубже понять душевное состояние тех, кто является ее частичкой.

Беседа.

Укажите особенности эпохи, в которую был написан роман «Герой нашего времени».

Был ли Печорин представителем общества, целиком характерным для своей эпохи? Какие идеи имеет этот образ?

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать