Герой Дёблина Франц Биберкопф был пролетарием лишь по происхождению, но не по своему сознанию. Фигура политически сознательного, организованного, борющегося рабочего существовала практически только в произведениях социалистических писателей. Однако появление «простонародных» персонажей в буржуазном романе этого периода свидетельствовало о стремлении писателей восстановить «функционально-органическую связь между народом и литературой» 76. О переменах в мироощущении людей из народа писали

представители не только демократического течения в литературе, но и те, кто, скорее, противостоял им по своим взглядам. Это были писатели «поколения 1902 года», и недаром роман Эрнста Глезера (1902-1963) получил название «Год рождения 1902» (1928). Это были люди, которых война оторвала от привычного уклада буржуазной жизни и которые впоследствии с нескрываемым скепсисом относились к эре реставрации капитализма. Они считали себя - причем не только в Германии - «поколением без родины». В Америке, где привлекли к себе внимание первые рассказы и романы Хемингуэя, их называли «потерянным поколением». Их жизнеощущение характеризовалось холодной трезвостью и отсутствием каких бы то ни было иллюзий, а их «идеология» - враждебностью к идеологическим спекуляциям, подчеркнутым практицизмом, который, впрочем, не был чужд некоторой восторженности по отношению к новому «веку технического прогресса».

Эти писатели ориентировали литературу на злободневные темы и факты, причем хорошее знание реальной жизни выгодно отличало их от буржуазных литераторов довоенных лет, на их биографиях лежала своеобразная печать необычных и разнообразных событий, им не были чужды взгляды и настроения простых людей. Опролетаризированный мелкий буржуа, «маленький человек» - шагнувший в это же время на киноэкраны в незабываемых фильмах Чарли Чаплина - стал главным героем их книг, что и определило собою новый тип романа в литературе критического реализма.