x x
menu

Роман Кёппена «Смерть в Риме» («Der Tod in Rom»)

В романе поднимается не просто актуальная проблема послевоенного бытия ФРГ с его мнимым процветанием, «экономическим чудом», короткой памятью о недавнем прошлом, бессовестной и отвратительной способностью бывших преступников-нацистов мимикрировать под обывателей, благопристойных отцов семейства.

События, наверное, не случайно происходят не в самой Германии, а в Риме. Этот вечный город повидал многое на своем веку со времен Герострата, но то, что происходит сейчас, это намного страшнее и преступнее.

В Риме сошлись родственники - бывший нацист - Готлиб Юдеян-палач, избежавший суда и скрывающийся в одной из дальних стран. Обстановка в мире настолько «разрядилась», что этот преступник выполз из своей норы и делает бизнес на продаже оружия. В Риме он встречается со своим свояком – Пфафратом. Это личность заурядная, но и его «рыльце в пушку». Бывший «распорядитель финансов фюрера», принадлежавший к кругам прогитлеровской немецкой буржуазии, теперь он снова « на коне».

Пфафрат ныне бургомистр города, он воплощение живучести национал-шовинизма. Ему кажется, что наступили благополучные времена, и теперь, пожалуй, он может содействовать возвращению своего родича-Юдеяна на родину, где он вправе будет потребовать себе солидную пенсию за свой генеральский чин и бывшие заслуги.

В романе, помимо этой больной для Германии проблемы- фашизма и неонацизма, поднимается и другая, не менее важная и актуальная – это проблема «отцов и детей».Насколько злободневна линия взаимоотношений поколений в послевоенной Германии свидетельствуют произведения и других крупных писателей ФРГ –Г.Бёлля,Э. Носсака,З.Ленца,М.Вальзера и мн.других, о которых ещё речь впереди.

В «Смерти в Риме» молодое поколение представлено Зигфридом Пфафратом, талантливым молодым композитором, порвавшим со своей семьей, и Адольфом Юдеяном, ушедшим в религию в знак протеста против бесчеловечности своих родителей. Правда, молодое поколение не сплошь состоит из честных и благородных. Младший брат Зигфрида-Дитрих Пфафрат чувствует себя как рыба в воде в обществе друзей своего отца. Он расчетлив, беспринципен, а потому его карьерный взлет не за горами. Он уже прикинул, что скоро наступят времена, когда его близкое родство с палачом Юдеяном станет его «козырной картой».

Адольф, став священнослужителем, хотел спастись от вины в преступлениях отца-фашиста, но религия и церковь настолько были тесно связаны с фашистской бандой, что не могут служить духовной опорой человеку. Здесь много параллелей с мотивами церкви, её служителями в романах Бёлля «Глазами клоуна», «Бильярд в половине десятого».

Зигфрид - главный персонаж романа. Именно его глазами автор смотрит на происходящие события. Зигфриду противна жизнь в Германии, но и оставаться в Риме он тоже не может. Он обречен на постоянные скитания с места на место в поисках той страны, где люди могут жить в «дружеском общении». А пока он находится в творческом поиске. Разорванность его сознания, ощущение трагичности бытия, неумение одаренного художника приспособиться к происходящему в мире, делает Зигфрида героем, кровно связанным и со своими предшественниками-героями Т.Манна, Г.Гессе.

Зигфрид создает новую музыку, но она вся состоит из диссонансов, смутных, незавершенных образов и идей, разочарования и сомнения. Такая музыка не понятна галерке, к которой адресует её автор, а аплодисменты партера - это дань модернизму композитора.

И Зигфрид, и Адольф-это молодые люди, несущие в себе осуждение, неприятие философии отцов, но и только. Как и у многих других немецких писателей, этот протест больше внутренний, а если он и выливается в поступок, то это проявление личного нонконформизма героя, выраженного в его узко-профессиональной сфере.

В романе «Смерть в Риме» Кёппен раскрывается как очень сильный и оригинальный художник, который далек от декларативности и выражает свой ярый протест художественным способом. Казалось бы, элементы экспрессионистского письма остались далеко позади в его раннем творчестве, но мы видим как внешняя форма наполняется богатым внутренним содержанием и смыслом, что и делает незабываемой особую стилистику этого романа. В описаниях не только явно отрицательных героев, таких как Юдеян, Пфафрат, «гомункулус» Аустерлиц, отвратительный старец, пьющий теплое молоко и торгующий оружием, генерал Тойфельсхаммер, ярый нацист, рвущийся к власти, автор использует злой сарказм, гротеск. Он с иронией, с глубокой неприязнью описывает даже вроде бы положительных героев, которые были на войне жертвами. Это, например, чета Кюренберг, которых автор сравнивает с выхоленными животными, подробно повествуя о том, как они «благоговейно вкушали пищу в самых дорогих ресторанах, наслаждаясь красотой античных статуй:

«Sie genossen den Wein.Sie genossen das Essen.Sie tranken andachtig…Sie versonnen den schonen Leib der Venus von Cirene das Haupt der Schlafenden Eumenide…Sie genossen ihre Gedanken,sie genossen die Erinnerung ;danach genossen sie sich und fielen in tiefen Schlummer.»

Злой сарказм чувствуется в этих словах. Впечатление усиливают краткие однотипные предложения ;повторяющиеся слова «genossen», с помощью которого « Der Wein», «Das Essen»,»Die Erinnerung» ставятся как бы на одну ступень и подчеркивается, что для Кюренбергов это всего лишь предметы потребления, источник наслаждения.

Красота Венеры или прекрасный обед – между ними нет разницы. Заключительная фраза, звучащая как сухое, деловое замечание врывается неожиданно и нарушает всю эту благостную картину и заставляет задуматься: чем же сон, занимающий треть нашей жизни, отличается от настоящей активной жизни. Для Ильзы, вероятно, ничем.

Днем, прочувствовав прекрасное тело Венеры и насладившись своими мыслями, она продолжает наслаждаться во сне, видя себя в образе греческой богини мести Эвмениды, утром она, возможно, продолжает серию «наслаждений», съев на завтрак экзотическое блюдо или посмотрев в театре античную трагедию.

Острое неприятие автором такой жизни выражается в том, что он «убивает» героиню в конце романа. Следует отметить, что средства, которые использует автор для выражения протеста: сарказм, краткие как рубленые предложения, также как и яркие «кричащие» метафоры, врезающиеся в память образы можно назвать заимствованными из экспрессионизма. Резкие краски, нервная динамичность, мир хаотичный и как бы весь пропитанный запахами войны – все это присутствует в прозе Кёппена.

В памяти Адольфа всегда оставался чан с кровью убитых, с « теплой, тошнотворной кровью убитых», а Зигфрид на ужине у Кюренберга, узнав, что его отец повинен в смерти отца Ильзы, не ощущал вкуса пищи. Он чувствовал на зубах пепел, серый пепел войны.

Наибольшее количество таких метафор связано с образом Юдеяна -гротескным символом войны, зла, жестокости. В романе символы - это сами герои: Юдеян, Ева, нордическая Эриния «mit dem bleichen Gesicht Langenschadelgesicht, Harmgesicht».

Что касается «смятенного сознания», замкнутости на своем внутреннем, невозможности найти выход, несмотря на отчаянные попытки пробиться к свету, то все это полностью относится к Зигфриду и Адольфу. В их сознании- не только ужас перед войной и ярко выраженный протест. Музыка Зигфрида это мятеж, но мятеж, направленный в никуда. Его жизнь, как и музыка, лишена гармонии. Он противоречит сам себе, говоря Адольфу, что ничего не хочет постигать в жизни и ни во что не верит, а стремится только получить удовольствие, в то время как жизнь его наполнена исканиями. Частично пессимизм Зигфрида объясняется подобным состоянием самого автора.

Мысль о Высоком суде, управляющем судьбами людей и в то же время бессмысленно блуждающем в лабиринтах, подобно «безумице», играющей в жмурки и восклицание «Две тысячи лет христианского просветительства, а кончилось все Юдеяном!» принадлежат никому другому как автору. Здесь мы слышим сомнение и неверие в существование Высшего Закона, Бога. И тогда становится понятным, что и слова «все это бессмысленно, и моя музыка тоже лишена смысла, она могла быть и не бессмысленной, будь во мне хоть капля веры» автор разделяет со своим героем. На этом их сходство заканчивается. Потому что дальше на вопрос: «Во что мне верить? В себя?» Кёппен отвечает положительно, потому что он писатель, произведения которого читаются, имеют успех и заставляют думать. «Как человек я бессилен, но как писатель – нет»,- сказал однажды Кёппен. Зигфрид же в себя не верит и такова большая часть его поколения.

В романе много контрастов. Маленький Готлиб и свирепый Юдеян, уживающиеся вместе в одном образе - отражение противоречивости и контрастности мира. Видение мира как лишенного логики, состоящего только из противоречий проявляется в том, что в романе нет ни одного цельного характера. Даже Юдеян, воплощение зла и жестокости, абстрактный образ не является абсолютно однозначным.

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать