x x
menu

Роман Г. Гессе «Степной волк» как авторская исповедь и как диагноз европейской культуры

Психоаналитические концепции, система персонажей и символика в романе. Гессе верил в предопределения судьбы, жизнь несет божественную искру. Очень интересовала восточная философия, он ощущал общий упадок западной культуры, соответственно постоянно обращался к восточной.

Одна и та же сущность воплощается в разных эпохах, телах, следовательно Гессе стремится к жизнеописанию.

Идея Хаоса. Самое главное- это выжить перед хаосом, все интеллигентные люди воспитаны на примере западной культуры, но она рухнула, соответственно, главное выжить, но не все выдерживают и доходит до суицида.

Роман представляет собой записки Гарри Галлера, найденные в комнате, где он жил, и опубликованные племянником хозяйки дома, в котором он снимал комнату. От лица племянника хозяйки написано и предисловие к этим запискам. Там описывается образ жизни Галлера, дается его психологический портрет. Он жил очень тихо и замкнуто, выглядел чужим среди людей, диким и одновременно робким, словом, казался существом из иного мира и называл себя Степным волком, заблудившимся в дебрях цивилизации и мещанства. Сначала рассказчик относится к нему настороженно, даже враждебно, так как чувствует в Галлере очень необычного человека, резко отличающегося от всех окружающих. Со временем настороженность сменяется симпатией, основанной на большом сочувствии к этому страдающему человеку, не сумевшему раскрыть все богатство своих сил в мире, где все основано на подавлении воли личности. Как и сам Галлер, рассказчик тоже называет его Степным волком, забредшим «в города, в стадную жизнь, — никакой другой образ точнее не нарисует этого человека, его робкого одиночества, его дикости, его тревоги, его тоски по родине и его безродности». Герой ощущает в себе две природы — человека и волка, но в отличие от других людей, усмиривших в себе зверя и приученных подчиняться, «человек и волк в нем не уживались и уж подавно не помогали друг другу, а всегда находились в смертельной вражде, и один только изводил другого, а когда в одной душе и в одной крови сходятся два заклятых врага, жизнь никуда не годится».

Сам волк - это самостоятельное, свободное, естественное существо, но одинокое. Но при этом герой тоскует по гармонии. Г.Г несет в себе и ад и рай и при этом он должен создать свой мир, совсем другой. Получается, что Гессе в произведение описал проблему всего поколения.

В эпоху бескультурья человечество погружается в хаос и нет выхода назад. Г.Г.- очень интеллигентный человек, он негативно отзывается о современной музыке, поскольку любит Баха и Моцарта. Но это все живет только у Гарри в голове, он цепляется за руны культуры. Но по сути Гарри играет трагедию, которая уже отмерла.

Немецкий интеллигент подчиняется «гегемонии музыки», мечтает о языке без слов, «способном выразить невыразимое», жаждет уйти в мир дивных и блаженных звуков и настроений, которые «никогда не претворяются в действительность». Действительность определяют генералы и промышленники, считающие интеллигентов «ненужной, оторванной от действительности, безответственной компанией остроумных болтунов». В этих размышлениях героя и автора, видимо, кроется ответ на многие «проклятые» вопросы немецкой действительности и, в частности, на вопрос о том, почему одна из самых культурных наций в мире развязала две мировые войны, чуть не уничтожившие человечество.

Нисхождение в подвал- эти образы связаны с общением с женщинами.

Роман с Герминой – родство одиноких душ.

Гермина- аниме для Гарри. С одной стороны, говорит, что будет любит ее, быть с ней, а с другой говорит, что он ее убьет.

Одним из мотивов творчества- это бегство от авторитетов, в частности и от отцовского.

Психоаналитические концепции.

1)   Центростремительный- стягивание мира романа внутрь психики персонажа.

2)   Задача Гессе - путь вочеловеч-я героя, от хаоса к цельному самоощущению + герой соскальзывает в другую реальность, которая происходит незаметно.

3)   в конце романа 2 героя: паломник и некий идеал (Гете, Моцарт)

4)   Герметические роли

В конце романа герой попадает на бал-маскарад, где погружается в стихию эротики и джаза. В поисках Гермины, переодетой юношей и побеждающей женщин «лесбийским волшебством», Гарри попадает в подвальный этаж ресторана — «ад», где играют черти-музыканты. Атмосфера маскарада напоминает герою Вальпургиеву ночь в «Фаусте» Гете (маски чертей, волшебников, время суток — полночь) и гофмановские сказочные видения, воспринимающиеся уже как пародия на гофманиану, где добро и зло, грех и добродетель неразличимы: «…хмельной хоровод масок стал постепенно каким-то безумным, фантастическим раем, один за другим соблазняли меня лепестки своим ароматом […] змеи обольстительно глядели на меня из зеленой тени листвы, цветок лотоса парил над черной трясиной, жар-птицы на ветках манили меня…»

Полярность

Объединение противоположностей: + и - , черного и белого, рацион. и чувства, идеал за пределами. В восточной философии люб. чел. отказавшись от себя, растворившись в других. Гармонию можно достичь перестав делить мир на черное и белое и т.д, нужно научится получать удовольствие.

Гермина была вне Гарри, поэтому он убивает ее.

Двойственные фигуры: Гарри- волк, Гермина- мудрец.

Фантастика и реальность сливаются. Галлер убивает Гермину — не то блудницу, не то свою музу, встречает великого Моцарта, который раскрывает ему смысл жизни — её не надо воспринимать слишком серьезно: «Вы должны жить и должны научиться смеяться… должны научиться слушать проклятую радиомузыку жизни… и смеяться над её суматошностью». Юмор необходим в этом мире — он должен удержать от отчаяния, помочь сохранить рассудок и веру в человека. Затем Моцарт превращается в Пабло, и тот убеждает героя, что жизнь тождественна игре, правила которой надо строго соблюдать. Герой утешается тем, что когда-нибудь сможет сыграть еще раз.

Тема духовного одиночества и «окаянства» наиболее ярко кристаллизируется в символах «Степного волка», так же, как мотив «сумасшествия» и трагического противостояния гениального одиночки нормальному, уютному, добропорядочному бюргерскому миру.

Авторская исповедь. В марте 1925 г. Гессе говорил о себе как о заблудившемся животном, которое «бродит по степи и вдыхает ледяное одиночество». Он потерянно скитался, жил отдельно от жены, посещал бары. Пиетизм запрещал любовные утехи под угрозой проклятия. Теперь Гессе хочет почувствовать в себе животное, которого манит близость. Его стыдливый интеллектуализм разбивается в прах. и с риском не понравиться читателям бесстыдно опишет свой отважный разнузданный опыт, помогающий ему отогнать тоску.

Гарри Галлер распутный герой, равнодушный ко всему, к своей больной жене и потерянной репутации, обеспокоенный, как и автор, прибоем Первой мировой войны, хочет уйти из жизни. В этом двойственном герое человек олицетворяет все духовное, утонченное, культурное, что находит в себе, а волк — все импульсивное, дикое и хаотичное.

Диагноз европейской культуры. Но этот мир, куда он пожелал спуститься, открыл ему три формы видения: мировосприятие боязливого и банального буржуа, взгляд волка, противостоящего стае и непредвиденным опасностям; иронический взгляд бессмертных. Нужно научиться смеяться.

1220е гг. Германия, дрожащая от нищеты и смуты, тянется к варварству. Молодежь объединяется в группировки, принимает наркотики, вооружается. Университеты закрываются. Потом приход Гитлера.

По Герману Гессе, все предвещает новую войну.

Ощущение тоски — один из источников чувства безнадежности, возникающего у Гарри. Насилие не принадлежит ни стране, ни культуре — оно спит в каждом из нас. Невроз у сильных, наиболее умных и одаренных.

Человек полон первобытных инстинктов, необузданных страстей, животных влечений. Но культура, мораль, законы общежития заставляют прятать зверя. Европейская культура рушится. Зверь выходит на свободу. Теперь нужно создать нового человека. Поворот от «внешнего» человека к «внутреннему» человеку, от несовершенной личности к совершенной, о трудностях процесса «вочеловечевания», о продвижении низкого, эмпирического «я» к высшей личности. поэтизация мирного существования на лоне природы.

Особенности поэтики.

 1)   Центростремительный- стягивание мира романа внутрь психики персонажа. Есть действительность внутренняя, душевная, действительность мыслей и переживаний На место внешнего движения приходит динамика внутренних процессов, которая берет на себя функцию двигателя сюжета

2)  рассказ в рассказе. Возможность перехода от реальности к фантастике. Предисловие + дневник Гарри.

3). Персонажи, как и герой, лишены пластической выразительности, как и место действия гессевских романов. 

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать