Русская литература XIX столетие имела особую миссию: она была голосом всех прогрессивных людей страны, единой возможностью говорить о противоречии и трагизме современности, отбивала напряженный поиск общественной и личной правды. Федор Михайлович Достоевский сознавал эту миссию в полной мере, его личная судьба и творчество - это напряженный поиск путей усовершенствования человечества. За его собственным признанием, он был литератором-пролетарием. Желание помочь тысячам таких самых обездоленных, как он, привело 25-летнего Достоевского в кружок петрашевцев, участники которого ставили цель осуществить политический мятеж. Через два года вместе с другими его арестовали и вынесли приговор о смертной казни. О замене этого приговора на каторжные работы писателю и его товарищам объявили лишь после того, как вывели на плац и несколько минут, которые казались невероятно длинными, они простояли с завязанными глазами, ждя смертные казни. Это психологическое истязание, намеренное использованное царем, чтобы сломать петрашевцев, глубоко поразило писателя, вызвало ненависть и отвращение к любой жестокости, насилию. Лишь через десять лет писатель имеет возможность возвратить к Петербургу, где и развернулась его литературная деятельность.

Достоевский считал, что русская литература его времени нуждалась в «новом слове», которое бы принадлежало русскому человеку большинства, которое бы способное было передать и хаос ее существования, и сложность ее интеллектуальных, моральных переживаний. Это «новое слово» стало ориентиром в его художественном творчестве. Одно из величайших творений Достоевского, которое справило большое влияние на мировую литературу,- роман «Преступление и наказание». Герой его - Раскольников - живет в тесной каморке, его отсчитали из университета через невозможность платить за обучение. Как человек смелый, честная, горячей мысли и внутренней силы, которая не терпит никакой фальши, он не желает подчиняться моральным основам мира, где богатый и сильный издевается над слабым и обездоленным, где гибнет молодая, здоровая жизнь, задавленная бедностью. Убийство жадной, отвратительной ростовщицы кажется ему вызовом той морали, которой люди подчинялись испокон века, морали, которая утверждает, что человек - это бессильная «вошь». И имело того, что первое убийство  ведет за собой второе: одна и та же топор убивает и грешника, и праведника (во время убийства случайно поворачивается сестра ростовщицы, бедная забитая Лизавета).

Раскольников - трагическая фигура, в его души разворачивается борьба добра и злая. Гений Достоевского заключается в том, что он художественно убедительно показал не только причины индивидуалистического своеволия, а и вскрыша его психологию. В романе много героев, которые на первый взгляд непосредственно не связаны ни с преступлением, ни с судьбой Раскольникова, но без них сюжет произведения не приобрел бы то грандиозное философское звучание, которое он имеет. Каждый из персонажей романа согласно своей философии толкует поступок Раскольникова. Теория главного героя (большинство людей - «твари дрожащие», какие не способные на борьбу за счастье, поэтому сильный человек должен взять на себя право, хотя бы и силком, привести их к счастью, такому человеку разрешено все, даже кровь и насилие) поняла Лужину и Свидригайлову, они ее не возражают, даже используют, но для достижения собственной цели. Порфирий Петрович рассматривает эту теорию с точки зрения закона, Разуміхін - как обыватель со здравым смыслом и верностью существующим моральным нормам. Сон осуждает не теорию, а поступки Раскольникова с точки зрения христианской этики. Эти образа показывают, что теория Раскольникова возникает неслучайно, она в отдельных своих элементах представлена в сознании и жизненной позиции других героев.

Одним из первых Достоевский ощутил, что бунт против старой буржуазной морали лишь путем выворачивания ее на вторую сторону может привести к страшным следствиям. Объективно лозунг Раскольникова «все разрешено» представляет собой зло с более агрессивным и страшным лицам.