x x
menu

Рекомендация: Как правильно читать роман «Евгений Онегин»

Работа с книгой (чтение, наблюдение, записи и т. д.) трудоемка и требует полной сосредоточенности, умения удерживать свое внимание: ни о чем другом не думать, не отвлекаться посторонними занятиями или разговорами. Наше внимание всегда подвижно. Даже при чтении оно обращено на движение мысли автора, поддерживается интересом к судьбам героев, к их поступкам и характерам. Развитие сюжета, смена событий, становление характера может быть быстрым, ярким, неожиданным (например, в произведениях приключенческих или фантастических). Тогда внимание читателя возникает и удерживается как бы само собой (послепроизвольное внимание). А при ослабленном сюжете, замедленно протекающих или малочисленных событиях, тем более при чтении научно-критической литературы внимание неподготовленного, неумелого читателя рассеивается, т. е. легко отвлекается на посторонние шумы, на собственные мысли...

Рассеянное внимание возникает также из-за привычки «глотать» книгу - читать, пропуская все «неинтересное»: пейзажные картины, исторические отступления, авторские рассуждения и т. п. Наконец, внимание рассеивается и у всех, кто лишен воображения, т. е. умения воссоздать образную картину о прочитанном, встать рядом с автором и его персонажами. Во всех подобных случаях необходимо собирать и удерживать внимание на своей воле (произвольное внимание).

Первое условие развития  произвольного  внимания - четкая формулировка для себя цели чтения. Она может быть общей, перспективной (далекой): удовлетворить жажду познания, познакомиться со специальностью или усовершенствоваться в ней, узнать больше о прошлом или разобраться в проблемах сегодняшней жизни, удовлетворить свои эстетические запросы (интерес к театру, кино, живописи, музыке и т.д.). Цель чтения может быть узкопрактической, ближней: найти доказательства мысли (тезисы), получить справку по интересующему вопросу, узнать чье-либо мнение (чтобы оспорить или согласиться), добыть сведения для характеристики литературных персонажей, явлений, событий и т. д.

Определяя для себя цель чтения, вы сосредоточиваете свое внимание на том, что в действительности вам нужно, важно, интересно, и тем самым убеждаете себя в необходимости знаний, которые получаете, работая с книгой.

Второе условие. Внимание в процессе чтения связано с активной работой мысли. Поэтому нужно, чтобы каждое слово, предложение, абзац были полно и точно поняты (и по значению слов, и по содержанию мысли). Когда же при чтении встречаются трудности в понимании текста, нужно сначала попробовать преодолеть их своими силами. В лекции «О государстве», прочитанной в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова, В. И. Ленин говорил слушателям: «Только тогда, если вы научитесь самостоятельно разбираться по этому вопросу,- только тогда вы можете считать себя достаточно твердым в своих убеждениях и достаточно успешно, отстаивать их перед кем угодно и когда угодно».

Третье условие. Во время чтения постарайтесь думать только о том, что читаете: мысленно задавайте себе вопросы о прочитанном, ищите ответы на них, представьте себя на месте автора или персонажей произведения. Не расстраивайтесь, если не сразу удается сосредоточиться: внимание приходит, когда «войдешь» в текст, а это может случиться не на первой и даже не на второй его странице.

Четвертое условие. В работе с книгой приучите себя к определенной последовательности, которую всегда старайтесь выдерживать:   

а)         определите цель чтения (и цель наблюдения при чтении);

б)         читая, попробуйте поставить себя на место кого-либо из

персонажей художественного произведения;

в)         обдумайте, все ли вам ясно в прочитанном; если текст не

понят, прочтите его еще и еще раз;

г)         сделайте необходимые (в соответствии с целью чтения и наблюдения) выписки, записи;

д)         скажите себе, что нового вы узнали из прочитанного, чему

научились.

Пятое условие. Чтение - труд не только умственный, но и физический, требующий соблюдения определенных гигиенических правил:      .           .

1)         Для работы с книгой более предпочтительны утренние или дневные часы, во всяком случае - не вечерние; тем более - не ночные. Лучше всего в режиме дня закрепить для чтения определенное время и, по возможности, соблюдать его, проявляя настойчивость, усидчивость и упорство.

2)         Работа с книгой требует относительной тишины - без громких разговоров, без включения радио, телевизора, магнитофона. Привычные же, не отвлекающие от работы шумы (уличный шум, ходьба в доме и т. п.) даже помогают сосредоточиться, так как заставляют, напрягать внимание.

3)         Оптимальный рабочий режим: через каждые час-полтора делается перерыв на 10-15 минут для пассивного (лежание, прогулка) или активного (смена деятельности) отдыха. Но здесь каждый решает индивидуально.

4)         Не следует читать лежа или за едой; во время чтения нельзя делать лишние движения (потягивание, болтание ногой и т. п.).

5)         Рабочее место, обстановка, условия работы, по возможности, должны быть привычными, постоянными, располагающими к труду. Проследите за правильностью освещения рабочего места (источник света - слева сверху) и чистотой воздуха в помещении.

Разумеется, правила эти лишь ориентиры, которые применяются с учетом ваших возможностей, конкретной обстановки и индивидуальных особенностей.

И самое последнее условие развития внимания: обогащайте ваш жизненный опыт общением с товарищами по школе и с другими людьми. Проявлять неподдельный интерес к собеседнику - значит сосредоточить свое внимание на человеке, с которым ты учишься, работаешь, встречаешься, и тем самым отвлечься от себя, от собственных мыслей, что, в свою очередь, как раз развивает произвольное внимание.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать