Урок на тему: Редьярд Киплинг «Если…»

Цель: Показать на материале стихотворения, как литература формирует и воспитывает личность, провозглашая лучшее в человеке; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, навыки работы с литературоведческими терминами; работать над выразительным чтением стихотворения наизусть; развивать связную речь учащихся; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, убедительность, умение отстаивать свое мнение.

ХОДУРОКА

1. Конкурс выразительного чтения стихотворений наизусть

2. Беседа с учащимися

Что хотел сказать Р. Киплинг своим стихотворением?.. Как вы думаете, удалось ли это ему?

Какие художественные средства использовал Киплинг, чтобы выразить свою мысль ярче, точнее?.. Привести примеры анафор и антитез из текста стихотворения.

3. Работа над различными переводами стихотворения* (по группам)

с последующей беседой

Можем ли мы утверждать, что перед нами переводы стихотворения Р Киплинга «ІГ...»? Аргументируйте свое мнение. В чем, по-вашему, своеобразие каждого из этих переводов? Сохранили ли переводчики главную идею?

Присутствуют ли в переводах антитеза и анафора как художественные средства языка автора?

 

* Предлагаются тексты В. Корнилова «Когда...» и А. Шараповой «Из тех ли ты...» (см. приложение).

 

• Что из этих приемов меняется вот стихотворения к стихотворению - антитеза или анафора?

4. Развитие связной речи

Задание: Доказать, что лучшие литературные произведения поставили перед собой и выполняют задачу формирования лучших качеств человека (с использованием приема «Моя трибуна»): выступление на-чинается однои из заданных фраз:

1) «Я хочу рассказать в литературном герое, в котором воплотились лучшие черты человека...»

2) «Литературный герой, ставший примером для подражания многих поколений,- это...»

3) «Если бы меня спросили, про кого из героев прочитанных книг я хотел бы рассказать как о Человеке с большой буквы, я бы обязательно назвал...»

4) «Если люди из далекого будущего будут, судит в нашем обществе по определенным личностям, я бы хотел, чтобы они узнали об...»

III. Подведение итогов урока

Уч и т е л ь. В каждого читателя свой любимый герой. В каждого времени свои ценности. Но есть высокие этические ценности, вечные во все Бремена, черты, характеризующие Человека с большой буквы. Задача настоящей литературы - на лучших примерах формировать личность.

IV. Домашнее задание

Подготовиться к защите проекта: «Тема в курсе литературы 7-го класса, которая оказалась мне наиболее близкой (кажется мне самой главной)». Это может быть подробный рассказ с аргументами, иллюстрациями (плакат, коллаж, литературно-музыкальная композиция).

Или: «Тема, которую я предлагаю ввести в курс литературы» (в ней должны найти отражение аргументы, конкретные авторы и произведения).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент